Предыдущая Следующая
Примером акцента на пространственном
компоненте повествования, заменяющем собой темпоральную составляющую, может
служить «Русский ковчег» А. Сокурова, где зрители вместе с камерой
перемещаются по 36 залам Эрмитажа, одновременно совершая путешествие по
русской истории.
В отличие от современной литературы,
театра, кино, где большую роль играют психологические конфликты между
персонажами, компьютерные игры возвращают нас к древним формам повествования,
где основной двигатель сюжета — пространственное перемещение главного героя,
который путешествует по дальним странам, чтобы спасти принцессу, найти
сокровище, победить дракона и так далее. Профессора Массачусетского
технологического института, занимающиеся вопросами цифровых средств
коммуникации, Мэри Фуллер и Генри Дженкинс сравнивают структуры современной видеоигры
с ранними формами повествований о путешествиях. Видеоигры создают
«пространства для исследования, колонизации, эксплуатации, возвращаясь к
мифическим временам, когда существовали миры без границ и невообразимые
ресурсы».
Акцент на пространственном компоненте в
повествовании характеризует компьютерную анимацию на всём протяжении её развития.
Часто в центре оказывается единый, непрерывный план, камера плавно движется по
хитроумным обширным декорациям, облетая горы, продвигаясь по множеству комнат,
огибая предметы всевозможных геометрических форм, выходя на открытые пространства
и так далее. Перемещение в пространстве как бы не имеет цели, является
самодостаточным.
Приоритет пространственной составляющей
изображения определяет и использование в компьютерных играх «динамической» точки
зрения. В полётных и автомобильных имитаторах (симуляторах), в «боевых»
игрушках после того, как происходит некое событие (разбивается машина, сбивают
самолёт, заканчивается схватка), сцена автоматически проигрывается ещё раз,
только уже с другой точки зрения. Помимо того, в большинстве игрушек
пользователю даётся возможность выбора между точкой зрения героя и видом «с
птичьего полёта», причём игрок может по своему желанию изменять положение
виртуальной камеры. Предыдущая Следующая
|