Предыдущая Следующая
Хотя
виртуальная реальность считается технологией будущего, пока в полной мере не
существующей, её истоки легко различить в имитаторах полётов, построенных
авиаиндустрией после Второй мировой войны для тренировки американских военных
лётчиков. Тренировки велись в кабине самолёта, расположенной на подвижной
платформе, которая накренялась в любую сторону, откликаясь на действия пилота.
Эта идея была подхвачена и развита Голливудом, преобразившись в
стереоскопическое кино в 50-е или аркады виртуальной реальности Sensorama,
изобретённые
в 1962 г. режис- сёром-документалистом Мортоном Хейлигом. Sensorama имитировала
катание на мотоцикле и позволяла играющему испытать все сенсорные ощущения от
езды по разным улицам Нью-Йорка в сочетании с трёхмерным
кино, стереозвуком, сопротивлением ветра и даже запахами. Уже
сегодня виртуальная реальность в тех или иных проявлениях встречается
достаточно часто. Симуляторы полётов, интерактивные экскурсии по музеям, дизайн
концепт-каров, поиски нефти, даже лечения фобии полётов — вот некоторые примеры
её практического использования. Виртуальная реальность обманывает
наши органы чувств, заставляет думать, что мы находимся в каком-то
определённом окружении, хотя на самом деле это не так. Современные подходы к
созданию виртуальной реальности основываются на восприятии нашими органами
чувств (глазами, ушами, носом, руками) посылаемых нам аудиовизуальных,
локомоторных, обонятельных сигналов. Иллюзия создаётся при помощи закреплённых
на голове или на стене дисплеев, стереофонического звука и различных
симуляторов.
Медицинские
исследования, проведённые в Соединённом Королевстве, демонстрируют возможность
вызывать у лабораторных крыс при посылке электрических сигналов на электроды,
имплантированные в мозг, ощущение боли, голода, жажды, удовольствия. Дуглас
Трамбулл считает, что в самое ближайшее время может произойти прорыв в сфере
виртуальной реальности. Нынешний уровень развития технологий позволяет говорить
о том, что не за горами время, когда образы, воспоминания, эмоции можно будет
помещать непосредственно в мозг человека, а не только подопытного животного, и
обходиться при этом без стереозвука и очков виртуальной реальности. По его
словам, в этом направлении ведётся серьёзная работа, и уже создан
экспериментальный вариант шлема, который способен оказывать серьёзное влияние
на настроение и восприятие человека. Нечто подобное описывалось в
картине «Газонокосильщик». Там сумасшедший учёный взял в качестве подопытного
кролика своего умственно отсталого садовника и ставил на нём эксперименты по
погружению в параллельную вселенную, созданную на компьютере. В процессе
опытов садовник превратился в суперумного монстра. Проблема
мира как полной иллюзии вставала перед всеми великими культурами, и они решали
её при помощи искусства. В современном информационном обществе Бодрийяр делает
вывод, что «мы придумали симулированную реальность, виртуальную вселенную,
очищенную от всего опасного или негативного, которая теперь заменила собой
реальность настоящую, для которой она и стала окончательным решением». Немало
попыток осмысления возможности существования параллельных миров делается в
кино. Именно на предположении о сосуществовании параллельных миров строится
сюжет совершенно «некомпьютерной» лирической любовной истории «Дом у озера»
(2006). Герой и героиня живут и работают в одном городе, в одних и техже
местах, только с разницей в несколько лет. Их миры разделяет временной сдвиг.
Общаться они могут посредством почтового ящика, расположенного в доме на берегу
озера. Сходная ситуация встречалась в картине «Радиоволна» (2000). Сын находит
под лестницей принадлежавший родителям старый ламповый любительский
передатчик, включает его и начинает разговаривать с отцом, который сидит перед
этим же аппаратом, только в 1969 году. В фильме это чудо объясняется
«совпадением северных сияний 1969 и 1999 годов». Чаще
такие фабульные построения мы находим всё же в научно- фантастических картинах.
В них есть общая тематика, порождённая теорией массовой информации, согласно
которой новое информационное общество создало и навязало населению форму
организации, структурированную опосредованными формами опыта. Об этих
тенденциях более тридцати лет назад писал Ги Деборд в «Обществе зрелища», где
«всё, что было непосредственно пережито, ушло в репрезентацию». Как и
писал Деборд, в основе многих подобных фильмов лежит мысль о том, что
существует «реальная» жизнь и искусственная, что мы должны явным образом
ликвидировать иллюзорный мир, чтобы увидеть вещи такими, какие они есть в
действительности. Ранний пример такого фильма — «Они живут» (1987) Джона
Карпентера. Безработный Джо случайно находит очки, которые позволяют видеть
скрытые послания средств массовой информации, которыми одурманивают людей.
Реклама автомобилей или шампуней раскрывает свою истинную сущность в надписях
вроде «Не ставить под сомнения деятельность власти», «Сочетайтесь браком и
воспроизводитесь». На долларовых бумажках значится не их стоимость, а приказ
«Это ваш Бог». Кто или что стоит за этим обманом? Ответ — правящая элита,
преследующая собственные интересы. Это фильм о заговоре с сюжетной добавкой,
что правящий класс оказывается расой пришельцев, чья уродливая внешность также
камуфлируется трансляциями. Они живут, все мы остальные — лишь боремся и
мечтаем.
Более
современный фильм, поднимающий сходные проблемы, — «Шоу Трумена», где
виртуальная реальность сочетается с паранойей комплекса преследования. В
отличие от главного героя картины «Они живут», который был простым работягой,
герой Джима Керри, исполнителя роли Трумена Бербанка, принадлежит к среднему
классу, который живёт в безукоризненном мире и тем не менее начинает
подозревать, что эта жизнь кем-то контролируется. Он единственный «настоящий»
(true man)
человек, который родился и вырос на съёмочной площадке среди актёров, которые
играют в 24-часов Мыльной опере. За ним ведётся постоянное наблюдение. «В шоу
нет ничего искусственного, всё просто под контролем», — поясняет один из
актёров, исполняющий роль лучшего друга Трумена. Предыдущая Следующая
|