Предыдущая Следующая
В связи с цифровыми проекторами
неоднократно поднимался вопрос об экране и нашем отношении к кинематографическому
пространству. По мнению Льва Мановича, уже само кино перерабатывает
«классический экран» (попытки времён ренессанса представить трёхмерное
пространство на плоскости) и создаёт «динамический экран», где представленные
изображения меняются с течением времени. Когда зритель смотрит фильм, он
полностью фокусирует своё внимание на экране и игнорирует физическое пространство
за его пределами. Такая концентрация внимания возможна благодаря тому, что
изображение занимает весь экран. Появление компьютерного экрана обнажает
«стабильность» динамического экрана, создавая в случае оконного интерфейса
мир, в котором множество экранов борется за наше внимание, или, как в случае
виртуальной реальности, мир, в котором «экран вообще исчезает», облегчая более
непосредственный интерфейс.
Кушо отмечает, что кинематографическое
изображение открывается как окно в мир, а электронный экран интегрирует
внешний мир во внутреннее пространство. Электронное изображение внедряется в
пространство зрителя, оно, в отличие от киноизображения, не выражает временных
и пространственных измерений. Однако эти наблюдения связаны не столько с
цифровой природой изображения, не с тем, плёнка это или лучевая трубка,
сколько с условиями просмотра. Кинопроектор необходимо располагать в
затемнённом помещении, чаще всего в кинозале, что сразу же создаёт определённые
условия, настроение. Теле-, видео- или компьютерное изображение можно смотреть
дома, при свете, параллельно занимаясь чем-то другим. Таким образом, вопрос не
столько в том, как получается изображение, сколько в том, в каких условиях оно
воспринимается. А здесь вступают в силу вопросы социологии и психологии
восприятия, уже не связанные с методом получения изображения.
Как видно, из всех этапов создания
фильма наиболее существенные изменения затронули этап обработки изображения,
период постпродукции. Совершенно новым явлением оказалась возможность
создавать целиком на компьютере фотореалистические сцены, эпизоды и целые
цифровые фильмы. Предыдущая Следующая
|