Предыдущая Следующая
Роберт Уильям Пол, тоже англичанин, в 1897 г. приобрёл поле в местечке Мазвелл-Хилл и построил одну из первых в Европе киностудий. Там он
проводил эксперименты с комбинированными съёмками, создавая на экране
привидения, волшебниц, огров, карликов и великанов. В его лентах глубоководные
ныряльщики находили сокровища, а в это время вокруг них плавали живые рыбы. На
берегу озера сталкивались два поезда. В фильме 1905 г. «Автомобилист» Пол использовал технологию маски: двое людей «мчатся» на автомобиле, превышая
скорость, и улетают с лица Земли в открытый космос, где встречаются с разными
небесными телами, а потом целыми и невредимыми возвращаются обратно. В одной
сцене они даже катаются по кольцам Сатурна.
Но и Пол, и Смит сейчас почти забыты, в
памяти же осталось имя Мельеса, которое неизменно называется, когда речь
заходит о комбинированных съёмках.
Однажды, когда Мельесснимал Паласдё
л'Опера в Париже, случилось знаменитое происшествие: камеру заклинило, и
потребовалось некоторое время, чтобы её починить и возобновить работу. Потом,
когда Мельес проявил киноплёнку и стал смотреть её у себя дома, он был потрясён
запёчатлённой на плёнке трансформацией: автобус превратился в катафалк.
Говорят, именно этот случай продемонстрировал Мельесу всю мощь эффектов,
которых можно достичь при помощи кинокамеры.
Мельес использовал кино, чтобы поражать
зрителя волшебными фокусами. Появился ряд коротких фильмов, где существа и
предметы то возникали, то исчезали. Вскоре Мельес уже применял замедленную и
ускоренную съёмку, двойную экспозицию, множественную экспозиции, стоп-кадр,
наплывы, затемнения. Все эти трюки мы находим в его фильмах последующих 15
лет. Наиболее успешный период его работы — 1897—1902. В это время были сняты
такие знаменитые ленты, как «Золушка» (1899), «Каучуковая голова» (1901),
«Танцующий карлик» (1902) и «Путешествие на Луну» (1902), где он использовал
почти все трюки, применяющиеся и поныне. Сегодня они могут вызвать
снисходительную улыбку, но не следует забывать, что свои мистификации и
трюковые фильмы он никогда не снимал всерьёз. В «Путешествии на Луну» он вовсе
не ставил задачу показать, на что будут похожи космические перелёты — он
снимал сумасбродную пантомиму. В первую очередь Мельес был шоуменом, и
огромное чувство юмора пронизывает большинство его фильмов. Предыдущая Следующая
|