Предыдущая Следующая
Следует отметить, что среди
специалистов-практиков в последнее время несколько изменилась сфера
употребления термина «спецэффект». Наблюдается тенденция называть все эффекты,
которые производятся на этапе постпродукции, визуальными эффектами (Visual или Digital Visual Effects). Спецэффектами
же в кино называют только те, которые выполняются непосредственно на съёмочной
площадке. К ним в основном относятся всякие механизмы, пиротехника, дымы,
дожди, потопы, взрывы, выстрелы, пластический грим и т.д., иными словами, все
реальные эффекты.
Однако традиционно спецэффекты
определяются как «искусство использования фотографических процессов или
механизмов для создания в кино реалистической иллюзии». Термин «спецэффекты»
был впервые использован в титрах картины Рауля Уолша «Какова цена славы»
(1926).
Спецэффекты делятся на оптические, с
одной стороны, и физические или механические — с другой. Спецэффекты выполняют
функцию создания иллюзий на экране. Им столько же лет, сколько и кино, а
возможно, столько же, сколько самой фотографии, ведь первые внутрикамерные
маски были изобретены ещё в XIX веке.
Механические эффекты, по сути, являются
развитием сценических эффектов, где испокон веков применялись всевозможные люки,
пиротехника, поддерживающие актёров канаты. К оптическим эффектам относятся
наплывы, размывания, наложения изображений, различные маски, рирпроекция,
фронтальная проекция.
Комбинированные съёмки, т.е. создание иллюзий
путём манипуляции камерой и плёнкой, родились вместе с кино. Очень трудно
сказать, кто же именно первым применил тот или иной «фокус». На заре
кинематографа одни и те же изобретения часто совершались одновременно в разных
странах. Так, например, фронтальную проекцию открыли одновременно во Франции и
в Америке.
Одним из изобретателей комбинированных
съёмок был англичанин Джордж Алберт Смит. Сначала он работал фотографом, в 1896 г. сконструировал собственную камеру и попробовал снимать фильмы. К экспериментам с
комбинированными съёмками он приступил сразу же, и в 1897 г. даже получил патент на изобретение двойной экспозиции. Возможно, в использовании комбинированных
съёмок он даже немного опередил Роберта Уильяма Пола и Жоржа Мельеса. Предыдущая Следующая
|