Предыдущая Следующая
Как ни парадоксально, но занимающее пока
значительное место в цифровом кино ручное изготовление изображений знаменует
возврат кдокинематографическим практикам, когда картинки рисовались и
анимировались вручную. Так создавались рисунки для волшебного фонаря,
фенакистоскопа или зоотропа. В начале XX века эти технологии — ручное создание
изображений, закольцованные действия, дискретная природа пространства и
движения — стали приоритетом анимации, само же кино превратилось в фиксирующее
искусство. Стилевая оппозиция анимации и кино играла существенную роль в
определении культуры изображения в XX века. Анимация выставляет напоказ,
специально подчёркивает свою искусственность, открыто заявляя, что её образы —
чистая репрезентация. Её язык ближе к графике, нежели к фотографии. Он
дискретен, не обеспечивает преемственности: нарочито грубо нарисованные
персонажи движутся на фоне чаще всего неподвижной, без детальной проработки
декорации ; их движения скачкообразны, неравномерные (по контрасту с
унифицированной фиксацией движения кинокамерой — вспомните высказывание Годара
о том, что кино — это «правда со скоростью 24 кадра в секунду»), пространство
конструируется из отдельных, накладывающихся друг на друга изображений.
Кино же, напротив, всегда стремилось
замаскировать всякие следы «насильственного» вмешательства в процесс
производства, в том числе и какие бы то ни было указания на то, что видимое изображение
было сконструировано, а не записано непосредственно, старательно скрывая
возможность того, что показываемая на экране реальность часто не существует за
пределами киноизображения. А ведь нередко это самое изображение получается
путём фотографирования несуществующего, а то и просто невозможного, пространства,
созданного при помощи всевозможных моделей, зеркал, масок, потом полученная
картинка комбинируется с другими образами, к примеру, при помощи оптического
принтера. И тем не менее кино неустанно претендует на то, что выполняет роль
фиксации объективно существующей реальности. Сложившийся в сознании людей
образ кино подчёркивает, что это реальность, зафиксированная на плёнке. Тем
самым подчёркивается, что главное качество кино состоит в том, что оно
фотографирует нечто, существующее перед камерой, а не создаёт «небывальщину
спецэффектов». Рир-проекция и синий экран, различные маски и рисунки на
стекле, зеркала и миниатюрные модели,оптические эффекты и прочие приёмы,
дающие возможность конструировать и изменять движущиеся изображения, которые
могли бы навести на мысль, что кино не слишком сильно отличается от анимации,
были изгнаны на периферию практиками, историками и критиками кинематографа. К
примеру, в библиотеке Калифорийского университета в Сан-Дие- го под рубрикой
«движущееся изображение» числится 4273 издания, а под рубрикой «кинематограф
спецэффектов» — всего 16. Теперь же, когда произошёл сдвиг в сторону цифровых
технологий, эти технические приёмы снова заняли центральное место. Предыдущая Следующая
|