Предыдущая Следующая
Голливуд мог заставить Фреда Астера
танцевать на потолке (хитро манипулируя его физическим окружением), но
цифровая фотография может заставить умершую звезду танцевать с мусорщиком в
телерекламе. В таком мире увидеть уже не значит поверить. Компьютер даёт
возможность игнорировать индексное отношение фотографии к реальности,
преобразуя изображение в пиксели, которые можно трансформировать,
перерабатывать и изменять как текст в текстовом процессоре. Стирается линия
между анимацией (которая создаёт образы там, где их вообще прежде не было) и
монтажом (который занимается перемонтировкой и перестановкой фрагментов
событий, произошедших перед камерой).
Возможность изменять цифровые данные
ставит под вопрос ценность кинокадров как документов реальности. Художник
Андрей Великанов, широко использующий в своём творчестве цифровые технологии,
ещё в 1996 г. в галерее Гельмана в рамках проекта «Компромат» выставил две
фотографии генерала Дудаева. Оба снимка были идентичны, за исключением того,
что на одном из них другом и собутыльником Дудаева был неизвестный, на другом —
генерал Лебедь. Первый был оригиналом, второй — фальшивкой, сделанной на
компьютере.
Оглядываясь назад с позиций сегодняшнего
дня, можно предположить, что режим зрительного реализма в кино XX века,
результат автоматической фиксации зримой реальности, был скорее исключением,
изолированным инцидентом в истории визуальной репре-
Зентации, которая
на протяжении всей своей истории предполагала, и теперь предполагает вновь,
ручное создание изображений. Кино превращается в разновидность живописи —
живопись во времени. Теперь это уже не «кино-глаз» Дзиги Вертова, но «кинокисть».
И действительно, несложно заметить
определённое сходство между цифровым кино и живописью. Исследуя цифровую
фотографию, Уилльям Митчелл обращает внимание на изначально присущую цифровому
изображению способность изменяться. «Одна из характерных черт цифровой
информации состоит в том, что ею можно легко и быстро манипулировать при помощи
компьютера. Нужно лишь одни цифры заменить другими... Программные средства
трансформации, совмещения, изменения и анализа изображений столь же необходимы
компьютерному художнику, как кисти и краски живописцу. Возможность такого
лёгкого изменения стирает грани между фотографией и рисунком. Если учесть, что
фильм — это последовательность фотографий, то вполне уместно распространить
аргументы Митчелла на цифровой фильм. Когдаху- дожник получает возможность
легко манипулировать цифровым изображением либо в целом, либо покадрово, фильм
превращается в серию рисунков. Возможность вручную рисовать на оцифрованных
снимках — это, пожалуй, самое серьёзное изменение в статусе кино. Кино больше
не замкнуто в фотографии, оно открыто для рисования. Предыдущая Следующая
|