Предыдущая Следующая
ГЛОССАРИЙ
ТЕРМИНОВ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ В КИНО
2D
computer graphics — двумерная
компьютерная графика — создание цифровых изображений средствами
компьютера, главным образом на основе двумерных моделей (геометрических моделей,
текста, цифровых изображений).
Двумерная компьютерная графика
зародилась в 50-е годы на основе векторной графики. В последующие десятилетия
эту технологию во многом заменила растровая графика.
Двумерное графическое изображение может
сочетать в себе геометрическую модель (векторная графика), цифровой рисунок
(растровая графика), текст (содержание, шрифт, размер, цвет, положение,
ориентация), математические функции и уравнения и др. К этим компонентам можно
применять двумерные геометрические трансформации (вращение, масштабирование и
др.).
Двумерные модели обычно не
предусматривают таких трёхмерных характеристик, как объёмная форма или
оптические особенности (освещение, тени, отражение, преломление и др.). Однако
они могут имитировать несколько слоев (например, тушь, бумага, плёнка,
прозрачные или полупрозрачные материалы). Слои могут располагаться в желаемом
порядке.
Двумерную компьютерную графику с
использованием слоев иногда называют 2V2-D
графикой, имея в виду, что она располагается где-то между 3D и 2D
графикой. Она позволяет имитировать традиционные технологии печати и черчения с
использованием бумаги и плёнки.
Окончательное
изображение получается в результате последовательной прорисовки каждого слоя
на виртуальном полотне. Animatronics — аниматроник — куклы в виде
людей, животных или иных существ, управляемые оператором либо вручную, либо при
помощи средств дистанционного управления или радио. Biuescreen
— «синий экран» — технология, при которой съёмка
действия, происходящего на переднем плане, ведётся на равномерно освещенном
синем фоне. При дальнейшей обработке синие области картинки при помощи
оптического композитинга заменяются предварительно отдельно подготовленным
«фоном». Технология «синего экрана» появилась задолго до распространения компьютерных
средств обработки изображения. Вместо синего могут
использоваться и другие цвета — зелёный, оранжевый,серый. Выбор зависит от
объекта съёмки. При фотографировании человека чаще применяется синий или
зелёный, потому что человеческая кожа почти не содержит синей и зелёной составляющих.
Оранжевый выбирают в работе с моделями, в чьей окраске присутствуют синие
тона. Серый цвет начинают использовать на телевидении для цифрового
композитинга, так как компьютер способен очень чётко выделять оттенки серого.
Фоновое изображение в свою очередь может быть целиком или частично создано на
компьютере. Ярким примером использования «синего экрана» в кино может служить
фильм «Небесный капитан», где весь фон был создан на компьютере. В 1994 г. Петро и Пол Влахосы {Petro Vlahos, Paul Vlahos) получили «Оскара» (Academy Award of Merit) за изобретение «электронного» варианта
этой технологии — "Ultimate
Electronic Blue Screen Compositing Process». Bump mapping — рельефная карта. Технология, при
которой для каждого пиксела в соответствии с текстурным отображением (texture map)
проверяется искажение нормали к поверхности объекта и лишь после этого
проводится расчёт освещённости. В результате получается более богатая и
детализированная поверхность, больше похожая на реальный мир. Эффект от
применения метода заметен лишь на движущихся объектах. В случае неподвижных
предметов рельефную карту можно заменить обычным текстурным отображением. CGI (computergenerated imagery) — изображения, созданные при помощи
компьютера.
Compositing — компоновка, композитинг — процесс
соединения нескольких изображений в одном окончательном.
Компоновка часто применяется при совмещении полученных на компьютере элементов
с «живым» изображением. Чтобы правильно совместить все
составляющие, необходимо создать и сохранить маску (matte) для
каждой из них. Маска содержит информацию о геометрической форме изображения. В
1984 г. в работе "Compositing
Digital Images» Томас
Портер и Том Дафф (Thomas Porter, Tom Duff)
предложили понятие «альфа-канала» ("alpha
channel") как одного из вариантов сохранения этой
информации. В двумерном изображении, где для каждого пиксела записывается
значение цвета, альфа-канал содержит дополнительную информацию о том,
относится ли данный пиксел к нужной геометрической фигуре. Существуют разные
операции компоновки, наиболее распространены over, in, out, atop, xor. Over: видны
оба изображения, A
и
Б, A
закрывает
собой их общую часть. 1п: видна
лишь часть от изображения А, представляющая собой общую часть изображений А и
Б. Out: видна
лишь часть изображения А, не пересекающаяся с Б. Atop: видно изображение Б и поверх него
совпадающая с ним часть изображения А. Хог: видны
изображения А и Б без их общей части. При этом изображения могут иметь разную
степень прозрачности. Fiat
Shading — плоскостное затушёвывание —
технология освещения, используемая в трёхмерной графике. При этом каждый полигон
объекта освещается в зависимости от угла между нормалью к поверхности полигона
и направлением источника света, их цветов и интенсивности света. Фактически
получается, что весь полигон «заливается» одним цветом. Плоскостное затушёвывание
обыкновенно используется для быстрого рендеринга, когда затраты на более
сложные технологии представляются неоправданными. К
недостаткам плоскостного затушёвывания можно отнести то, что моделям с
небольшим количеством полигонов оно придаётугло- ватый вид. В некоторых случаях
это полезно, если речь идёт о строгих геометрических формах. К более
совершенным технологиям затушёвывания относится затушёвывание по методу Гуро и
Фонга.
Glass shot —
рисование на стекле — процесс, при котором фоновое изображение
рисуется на стекле. Последнее затем располагается перед камерой так, чтобы
создавалась иллюзия, будто нарисованные детали составляют часть сцены. Global illumination —
глобальное освещение — название относится к целому классу
алгоритмов, используемых в трёхмерной компьютерной графике, которые при
определении освещённости поверхности учитывают не только свет, падающий прямо
от источника, но и тот, что отразился отдругихобъектов. Визуализация сучётом
этих алгоритмов часто выглядит более фотореалистичной. Но их реализация
требует больших вычислительных мощностей. Разновидностями глобального освещения
являются диффузное отражение (radiosity),
трассировка
лучей, photon mapping, metropolis light
transport.
Gouraud shading — затушёвывание
по методу Гуро — метод,
используемый в компьютерной графике для имитации различий освещённости и
цвета на поверхности объекта. На практике применяется для достижения плавного
изменения в освещённости на поверхностях с малым количеством полигонов.
Технология была впервые предложена Анри Гуро (Henri Gouraud) в 1971 г. Принцип
основан на расчёт нормалей к поверхности в вершинах полигонов трёхмерной
компьютерной модели. Из полученных величин выбирается среднее значение для
всех полигонов, соединяющихся в данной вершине. На следующем этапе
производится расчёт освещённости, чтобы получить интенсивность цвета в
вершинах. Затем значения освещённости интерполируются вдоль граней полигона.
Затушёвывание Гуро требует меньшей процессорной мощности, чем затушёвывание
Фонга, но учитывает не все возможные нюансы освещения. Затушёвывание Гуро даёт
значительно более высокие результаты, чем плоскостное затушёвывание. IMAX (Image
Maximum) — система кинопроекции, обладающая
способностью демонстрировать изображение намного большего формата, чем
традиционные системы. Стандартный IMAX-экран имеет
размеры 22 м на 16 м или более. Существует разновидность IMAX под
названием IMAX-Dome,
рассчитанная
на проекцию на планетарный купол. Желание повысить зрительное
воздействие фильма существовало всегда. Для этих целей создавались такие
системы, как Cinemascope, Vistavision, Cinerama. Цель IMAX —
повысить разрешение «картинки», используя 70-мм плёнку. Если изображение на
обычной 70-мм плёнке имеет размеры 48,5 х 22,1 мм, то изображение IMAX получается
величиной 69,6 х 48,5. Таким образом, при скорости 24 кадра в секунду через
камеру должно проходить в три раза больше плёнки. Каждый кадр имеет 15 окошек
перфорации.
Возникают
сложности и при прохождении плёнки такого формата. Для увлечения изображения в
586 раз обычная 70-мм плёнка при прохождении через проектор не даёт достаточной
стабильности, становится заметным дрожание. В проекторе IMAX
применён ряд новаторских технических решений. К примеру, положение плёнки
стабилизируется при помощи четырёх шпилек, затвор остаётся открытым на 20 %
дольше, источник света ярче, для него используется система с водяным
охлаждением. Сам по себе проектор IMAX — весьма
крупное оборудование весом до 1,8 тонн. Предыдущая Следующая
|