Предыдущая Следующая
Термин «киборг» возник в США в 1960 г. и получил распространение благодаря статье Манфреда Клайнеса и Натана Клина «Стимуляторы,
космос и кибернетика», опубликованной в сборнике материалов Колумбийского
университета. Главная отличительная черта киборга совмещение человеческого и
машинного в саморегулирующейся системе: на месте отжившего своё органа
возникает искусственный, глаза скрываются за линзами, на руку натягивается
киберперчатка, вместо ботинок появляются роликовые коньки, изменяющие
природные двигательные возможности человека.
Все 70-е годы в кино создатели машин
представали алчными искателями рычагов власти над человечеством («Степфордские
жёны», 1975). Новую эру открыл «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта. Весьма
показателен сюжет о Терминаторе Джеймса Кэмерона. Шварценеггер из первого
«Терминатора» (1984) воплощал новое направление разума — антигуманистическое,
не предполагающее биологического воспроизведения. Он мог сколько угодно
преследовать Сару на улицах Лос-Анджелеса, но было твёрдо известно, что это не
он искал её смерти, а его смертоносная программа, созданная победившими в
третьей мировой войне машинами. Уже в первом фильме Терминатор умел самолично
реконструировать собственное тело.
Другой тип гибрида человека и машины
находим у Кроненберга. Миф о человеке, сросшемся с машиной, пока имеет
ограниченное отношение к реальности. Для Кроненберга киберпанковский чело-
век-машина не представляет никакого интереса. Для него важнее две его
составляющие «человек» и «машина» — и способность трансформаций как в одну,
так и в другую сторону. Это всего лишь одна из пар бинарных оппозиций: живое-мёртвое,
твёрдое-мягкое, органическое-неорганическое, мужское-женское, человеческое-
животное, здоровое-больное, в которые играет Кроненберг. Мораль его
кинематографа — нестабильность, вернее, отсутствие любых границ между мнимыми
противоположностями, возможность их взаимных трансформаций. Усердный зритель
кодированных порноканалов превращается в живой видеомагнитофон. Оживает пишущая
машинка Уилльяма Берроуза и диктует автору свою волю. Из-за идиотской ошибки
при телепортации молодой экспериментатор мутирует в муху. Предыдущая Следующая
|