Предыдущая Следующая
На экране, однако, идеальное тело часто
уступает место телу измученному, трансформированному, разложившемуся.
Компьютер продолжает дело, начатое Мельесом, задаваясь вопросом: каковы границы
тела, какие изменения может его заставить претерпеть кино, кактело будет им
сопротивляться? Мельес, не подозревая того, определил базовые принципы
морфинга: две формы (до и после) сходны (мужчина/женщина, разные костюмы);
стремительность превращения и движения тела отвлекают внимание зрителя; отсутствуют
боль и кровь. Мельес в своих лентах тоже «мучил» тела, и они не кровоточили.
Тело в кинематографе становится изображением, попадающим в некий механизм
(объектив или микросхема).
Ещё в XIX
веке фотопортретисты стали применять ретушь, пожалуй, первый способ улучшения
реальности человеческого лица. Сегодня этим методом пользуются редко. Но то,
чего портретисты вХ1Х веке добивались с помощью ретуши, теперь делается с
помощью макияжа. Макияж — это ретушь на лице модели: до, а не после съемки.
В XX веке человеческое тело в целом
перестало быть константой, обрело выбор благодаря генной инженерии,
пластической хирургии. Вероятно, модницы XXI века будут менять носы также, как
сегодня меняют фасоны платьев, и выражение «модный нос» не будет
восприниматься как бессмыслица. В кино к этому добавились всевозможные
технические фокусы. Достаточно вспомнить, что Орсон Уэллс проделывал с Марлен
Дитрих, а Альфред Хичкок — с исчезающей леди.
В эпоху позднего капитализма, культурной
доминантой которого стал постмодернизм, стремительно развивались концепции взаимодействия
машины и человека. «Модерн в своём отношении к телу и процессам
воспроизводства концентрируется на развитии и повышении контроля над этим телом
и этими процессами, — писала Адель Кларк. — В отличие от него постмодерн
концентрировался на передизайне и трансформации тел, а также на вариации воспроизводительных
процессов»[6]. Отсюда и огромный интерес ко всякого рода
гибридам человека и машины, в частности киборгам. Предыдущая Следующая
|