Предыдущая Следующая
Любопытно использование условностей
видеоигр в структурировании повествования, к примеру, мультинарративность,
отказ от традиционной линейности, свойственной кино. Эти явления встречаются и
в фильмах мейнстрима, и в работах независимых режиссёров: «День сурка» (1993),
«Беги, Лола, беги» (1998), «Побыть Джоном Малковичем» (1999), «Таймкод»
(1999), «Матрица» (1999).
Приём неоднократного проигрывания сцены
как нечто вполне привычное вернулся в кинематограф уже из видеоигр, где получил
очень широкое распространение. Так, в фильме «11:14» (2003) момент смерти
девушки «проигрывается» трижды. Сначала на фургоне едут подростки, которые,
увлекшись выяснением отношений между собой, не замечают переходящего дорогу
пешехода. Здесь девуш ка — лишь неясная тень, мелькнувшая перед машиной.
Следует удар по ветровому стеклу, и в следующем кадре мы видим тело на дороге,
над которым склонился прохожий. Во второй раз тот же эпизод показывается с
точки зрения этого самого прохожего, оказавшегося ухажёром погибшей девушки.
Она направляется к нему через дорогу, он радостно улыбается ей, замечает
мчащийся фургон, кричит, пытается предупредить девушку, но не успевает. Зритель
видит и сам момент удара, и летящее по воздуху отброшенное тело, и
безжизненное лицо с остекленевшими глазами. И в третий раз те же события
показываются с точки зрения девушки. Она выходит из заглохшей машины,
направляется через дорогу к своему парню, одновременно увлечённо разговаривая
по сотовому с другим своим ухажёром. Слепящие фары приближающегося фургона она
замечает слишком поздно. За вспышкой света следует тьма.
Повторение сцены, увиденной под другим
углом, лежит в основе «Слона». Гас Ван-Сэнт заставляет зрителя складывать
«кубик Рубика», показывая одни и те же моменты глазами разных персонажей. При
этом пространство освобождается от неизбежных ограничений нашего взгляда. План
перестаёт быть субъективным погружением в мир персонажа. Конец плана у Ван
Сэнта определяется не столько решением персонажа, его прибытием к месту
назначения, сколько вмешательством посторонних элементов: подросток проходит в
поле зрения камеры, происходит какое-то событие, и фильм уходит в сторону по
другой траектории, продолжая тот же визуальный стиль. В «Слоне» теряет смысл
идея выбора «нужной продолжительности» плана и его конструирования по принципу «crescendo».
Возникает
рассеянная темпоральность, новый ритм без начала и конца. В одной из сцен
Ван-Сэнт снимает очень длинный план ученика афроамериканца, который уверенно
заходит в школу и шагает по коридорам. По всем привычным законам кино дальше
должно было последовать нечто неожиданное, вроде обезоруживания бандитов, но
режиссёр поступает по-другому и просто показывает нам грустную бессмысленную
смерть. Предыдущая Следующая
|