Предыдущая Следующая
Современные зрелищные фильмы, причём не
только фантастические, культивируют накопление эффектов, воздействующих на
сен- сорно-моторные ощущения. Это воздействие усиливается присутствием знаков,
давно лишившихся связи со своим означаемым. Отсюда возникает ощущение
головокружения физического и психологического. При этом часто практически
полностью отсутствуют ка- кие-либо характеристики персонажей. Действующие лица
определяются чисто функционально — специалист по античности, электронщик,
«спецназовец», просто «учёный» и т.д. И в соответствии с заданной ролью они
«отрабатываютсвоё» в фильме и удаля ются со сцены. Совершенно
аналогичный подход наблюдается в играх. Перед началом играющий имеет
возможность ознакомиться с персонажами, выяснить действия, которые каждый из
них способен совершать, имеющиеся в распоряжении каждого виды оружия и так
далее. В игре «Властелин колец» такой вид оружия, как «волшебство», доступен
лишь Гендальфу, а такое действие, как «незаметно красться на цыпочках», в
состоянии совершать только Фродо.
Наглядный пример использования этой
схемы в кино — «Чужой против хищника». Формируется команда для исследования
некоего таинственного явления в Антарктиде. В соответствии с поставленной
задачей в неё набираются лучшие представители разных профессий. Поскольку в
успешном блокбастере почти обязательно присутствие женщины, за безопасность
всей операции отвечает сексуальная брюнетка. По мере спуска под землю каждый
выполняет свою функцию «историк» расшифровывает древние письмена, вот только
отвечающая за безопасность леди не справляется с задачей (вся её группа
гибнет), но зато именно она разгадывает «тайну»: оказывается, в недрах
Антарктиды борются друг с другом два вида внеземных существ. Правда, что,
собственно, они забыли на грешной Земле, так и остаётся невыясненным. Зритель
ничего не узнаёт ни о персонажах, ни о тех силах, которые заставили
таинственных существ зарыться в ледники Антарктиды. Зато нет недостатка в сценах
сражения людей и «чужих», людей и «хищников», «хищников» и «чужих». Тут и
чудища, покрытые металлическими пластинами, и измазанные отвратительной слизью
коконы, из которых вылупляются не менее отвратительные существа, сразу же
норовящие кого-нибудь сжевать. Логическая связь между сценами сражений минимальна.
Вряд ли что-нибудь изменилось бы, если бы вместо погружения на очередной
уровень шахты приходилось взбираться на новую вершину, или заворачивать за
очередной хребет, или даже перелетать с одной планеты на другую. Смысл фильма
не в том, чтобы рассказать что-то зрителю, а как раз в показе сцен сражений. Предыдущая Следующая
|