Предыдущая Следующая
Есть много общего и между типовыми
фрагментами блокбастеров и играми. Взрывающиеся вертолёты, перестрелки и
погони, определявшие жанр фильмов действия в 80-е и 90-е, достаточно точно
соответствуют аналогичным сценам из таких игр, как «Дум». Многие «звёзды»
фильмов о боевых искусствах, к примеру Стивен Сигал и Жан-Клод Ван Дамм, мало
чем отличаются от персонажей игр «Смертельная битва», «Теккен» и «Уличный боец»
(в экранизации которого снялся Ван Дамм).
Множество ярких примеров можно найти в
фильмах о боевых искусствах, научно-фантастических картинах на космическую
тематику. В «Звёздных войнах. Эпизод 1» есть эпизод полёта Люка Скайуо- кера к
Тёмной Звезде, который будто вырезан из космической игрушки. Большую часть пути
зритель наблюдает за происходящим с точки зрения пилота, то есть Люка, сидящего
в кабине летательного аппарата. Тот на бешеной скорости маневрирует по узким
проходам и щелям, уворачиваясь от проносящихся мимо метеоритов и прочих
обломков. Его корабль способен мгновенно менять направление, будто это вовсе
не материальный объект, подчиняющийся законам физики. Аналогично выглядят
всевозможные погони и бегства в игрушках, имитаторах полётов, ралли. Впрочем,
перемещаться можно не только на технических средствах, но и на драконах, как в
«Эрагоне»: главный герой с восторгом совершает свой первый «тренировочный»
полёт на крылатом существе, выбрав для этого, естественно, узкое горное ущелье,
что требует выполнения хитроумных виражей и поворотов. В данном случае фильм
значительно выигрывает с точки зрения качества графики и проработки деталей,
но зато он не интерактивен, и зритель лишается удовольствия самому управлять
движущимся объектом.
Влияние видеоигр ощутимо не только в
зрелищных голливудских фильмах, но и в независимом американском кино. «Слон»
(2003) Га- са Ван-Сента повествует о трагических событиях, аналогичных тем, что
произошли в американской школе «Коламбайн», где подростки расстреляли множество
учеников. Тематика фильма далека от авантюрного триллера, да и художественное
решение, избранное режиссёром, не наводит на мысль о блокбастере. И тем не
менее здесь тоже можно заметить композиции планов, которые прямо соответствуют
тем, что используются в приключенческих компьютерных играх: камера следует за
школьниками, которые почти всё время находятся в движении. Персонажи
развёрнуты к оператору в четверть оборота спиной, камера будто пристроилась у
них на плече. Она движется за ребятами в их бесконечных блужданиях по лабиринтам
коридоров. План, в котором персонаж,увиденный со спины, совершает некое
перемещение, а камера снимает его длинным тревеллингом с плеча или с тележки,
стал одним из самых распространённых в современном кино. Предыдущая Следующая
|