Предыдущая Следующая
На стыке видеоигр и фильмов находится
интерактивное кино. Попытки создания таких лент предпринимались сразу после
появления СсМЗот-ов, но почти все они с треском провалились. Любителям игр
они пришлись не по вкусу, возможно, потому что в них не было настоящей
интерактивности, поклонникам кино не хватило драматического конфликта.
Вторгшись на территорию кинематографа,
компьютерные игры вынуждают теоретиков в очередной раз вносить коррективы в
классическое определение кино. Всякое определение кино учитывает его отношение
к существующим в данный момент техническим средствам и информационным медиа. В
свою классическую эпоху, когда кино было самым молодым искусством и главным
средством конструирования коллективных фантазий, его природа определялась по
отношению к парадигме «не-чистоты», неизменно подчёркивалась его гибридная
природа. Это одновременно искусство и промышленность, сочетание документальной
фиксации реальности и её создания, результат взаимодействия человека и машины,
видения одной личности и работы целого коллектива, а точнее, даже двух
коллективов — создателей фильма и зрителей, причём оба они виртуальны, ни тот,
ни другой не собираются вместе в какой-то один конкретный момент времени.
С момента своего возникновения кино
отличается тем, что заимствует и перерабатывает отдельные методы и приёмы,
характерные для других видов искусства — театра, цирка, мюзик-холла, телевидения,
анимации и т.д.
Постулат о «не-чистоте» делает вполне
приемлемой мысль о гибридизации кино и видеоигр, нет никаких причин видеть в
этом опасность для кинематографа, ведь соединение, синтез заложены в самой его
природе. Точно так же нет оснований не допускать в кино новые элементы из
компьютерных игр. Позаимствованные там идеи, формулы, условности, образы и
приёмы повествования и съёмок довольно часто встречаются в фильмах.
По мнению некоторых исследователей,
например Кристофа Ганса видеоигры — это не что иное, как фильмы серии «Б», как
их понимают зрители. И те, и другие эксплуатируют одновременно насилие, секс,
научную фантастику, отличаются гиперброским внешним видом. С начала 80-х
видеоигры значительно потеснили на рынке фильмы серии «Б». Работавшие в этой
сфере режиссёры присоединились либо к крупным студиям, либо к независимым,
покинув зону, где господствовали мелкие продюсеры. Сегодня на этих эстетических
и экономических принципах строятся уже видеоигры. Они представляют собой не
слишком интеллектуальные формы развлечения, как когда-то кино серии «Б».
Кактолько где-то возникает отлаженный механизм, его с неизбежностью начинают
множить: вот и авторы видеоигр теперь уже копируют друг друга. Предыдущая Следующая
|