Предыдущая Следующая
Ролан Барт отмечал, что в отличие от
других изображений фотографию невозможно отделить от своего референта.
Фотография и референт «склеены» вместе. Фотография
свидетельствует о присутствии её референта. «"Фотографическим
референтом" я называю не опционально реальную вещь, к которой отсылает
изображение или знак, но необходимо реальную вещь, которую поместили перед
объективом, без которой не было бы и фотографии». Для Барта «каждая фотография
— сертификат присутствия».
Поскольку кино является фотографическим
по природе, теоретики развивают концепции реализма в связи с индексным
статусом фотографического знака. Андре Базен основывает свою реалистическую
эстетику на так называемой «объективной» природе фотографии. Он писал:
«Фотографическое изображение есть сам объект, объект, освобождённый от условий
времени и пространства»[2].
Другие теоретики подчёркивают сходство
кино и фотографии, заключающееся в том, что и то, и другое — фиксирующие
искусства. Зигфрид Кракауэр считал кино продолжением фотографии. «Кино
становится собой, когда фиксирует и раскрывает физическую реальность». Подобно
Базену, американский философ, преподаватель эстетики в Гарвардском
университете Стенли Кэвелл подчёркивает, что кино — это процесс проекции
реальности; застывшая ли, движущаяся ли механически (автоматически), картинка
воссоздаёт мир, находящийся перед камерой.
Одним из подтверждений природной
документальности кинокадра (в отличие от фотокадра) может служить тот факт,
что моментальные снимки следуют один за другим именно в той последовательности,
в какой они были сделаны. Каждый последующий удостоверяет подлинность
предыдущего. Сырой отснятый материал, не подвергавшийся никакой дополнительной
обработке для получения эффектов, вторичных по отношению к тем, что уже
содержатся в самом объекте, и показанный стой скоростью, с какой он был снят,
представляет собой достоверное воспроизведение предкамерной реальности.Предположения
в отношении реализма в кино часто связываются с преобладанием индексной точки
зрения на кино, индексной связи между фотографическим изображением и его
референтом. Фотоизображения в отличие от живописи или графики рассматриваются
как индексные знаки, они экзистенциально связаны со своими референтами.
Американский философ, математик, уделявший немало внимания семиотике, Чарльз
С. Перс, который разработал тройственную модель, включающую индексные,
иконические и символические знаки, замечал: Предыдущая Следующая
|