Предыдущая Следующая
Отличия в методе фиксации изображения
определяют и некоторые, правда микроскопические, различия в получаемом
результате. Отечественный киновед Н. Изволов, проявляющий интерес к Данной
проблеме, подробно рассматривает физические отличия цифрового и аналогового
изображения на примере широко применяемого в практике кинематографа
стоп-кадра. Это повторённый в требуемом количестве раз, распечатанный
моментальный фотоснимок. При условии, что на экране возникает некое
гипотетическое абсолютно неподвижное изображение (скажем, пустой интерьер,
снятый абсолютно неподвижной камерой), то, кажется, не должно быть разницы
между действительно снятым с реальности куском плёнки и стоп-кадром,
распечатанным в лаборатории. И тем не менее разница есть. Стоп-кадр опознаётся
даже тогда, когда мы имеем дело с надписью (интертитром), если она не снята с
титрового плаката, а распечатана с единичного кадра-клетки, как иногда приходится
поступать архивистам при восстановлении фильмов. В «натуральном» интертитре
всегда заметна пульсация реального времени, стоп-кадровый интертитр производит
впечатление мертвенности, ненатуральности видимой надписи. Это явление можно
объяснить тем, что изображение подвергаются деформации со стороны самой
плёнки, его фиксирующей. Кристаллическое строение плёночной эмульсии
обусловливает неравную плотность фиксирующего материала по всей площади кадра,
и на экране изображение оказывается модифицированным невидимой для
невооружённого глаза, незаметной на единичном снимке текстурой плёнки. Каждый
кадр непрерывно снятого куска плёнки имеет собственную неповторимую
кристаллическую текстуру, и при проекции она не играет большой роли. При
размножении же единичного снимка невидимое становится заметным.
В XX веке роль кино состояла в фиксации
и сохранении зримой реальности. Сложность манипуляции полученным изображением
как раз и придавала кино значимость документа, доказывая его подлинность. Предыдущая Следующая
|