Предыдущая Следующая
Много говорили о любви Жана Ренуара к текучей воде.
Много говорили о любви Жана Ренуара к текучей воде. Но
такая любовь присуща всей французской школе (хотя Ренуар придал ей особое
измерение). Во французской школе это выражается в показе то реки и ее течения,
то канала с его шлюзами и парусными судами, то моря, его границы с сушей,
порта, маяка как светового фона. Если бы французские режиссеры разделяли идею
пассивной камеры, они бы просто установили ее перед текучей водой. Между тем
Л'Эрбье начинал с проекта «Бурный поток», где воде предстояло стать главной
героиней. Что же касается «Человека открытого моря», то море там показано не
просто как объект личной перцепции, но еще и как персептивная система,
отличающаяся от перцепций земных, как «язык», несходный с языками суши.
Значительная часть творчества Эпштейна и не менее значительная часть творчества
Гремийона образуют нечто вроде бретонской школы, в которой сбывается
кинематографическая мечта о драме без персонажей или, по меньшей мере, Природа
трактуется как человек. Так почему же выходит, что именно вода отвечает всем
требованиям французской школы: и эстетически-абстрактному, и
документально-социальному, и повествовательно-драматическому критерию? В первую
очередь оттого, что вода представляет собой основную среду, из которой можно
извлечь движение движимого предмета или же подвижность самого движения: отсюда
оптическая и звуковая важность воды в исследованиях ритма. То, что Ганс начал с
железа и железной дороги, можно назвать текучей стихией, продлившей,
распространившей и рассеявшей эту первую попытку по всем направлениям.
Жан Митри в своих экспериментах также начал с железной
дороги, а затем перешел к воде, как к образу, который еще более глубоко может
показать нам реальность как вибрацию: от «Пасифика-231» к «Образам к Дебюсси».
Документальное творчество Гремийона тоже прошло по этому пути - от механики
твердых тел к механике жидкостей, от индустрии к ее морскому фону. Предыдущая Следующая
|