Предыдущая Следующая
Абстрактная жидкость представляет собой, кроме прочего,
конкретную среду обитания определенного человеческого типа, некоей расы,
представители которой живут совершенно не так, как жители суши, иначе
воспринимают события, по-иному чувствуют: остров Уэссан, а затем остров Сен
предоставили Эпштейну в основном материал для документальных фильмов par
excellence, где играют местных жителей только сами островитяне («Finis
terme»,«Мор Вран»). Наконец, граница между землей и водами становится местом
драмы, где сталкиваются, с одной стороны, узы суши, а с другой — швартовы,
буксиры, подвижные и легкие корабельные снасти. В «Прекрасной нивернезке»
Эпштейна в образе легкой шлюпки уже противопоставлены незыблемость земли и
текучесть неба и вод. В «Мальдоне» Гремийона противопоставлены, с одной
стороны, органические корни, земля и домашний очаг, а с другой, —
взаимодействующие в работах на канале человек, корабль и лошадь. Драма
заключалась в том, что земные узы, связывающие отца с сыном, мужа с женой,
женщину с любовником, ребенка с родителями, следовало разорвать; следовало
стать отшельником, чтобы достичь солидарности между людьми — солидарности
классовой. И хотя здесь не исключено было примирение «под занавес», маяк или
дамбу можно назвать местами смертельной схватки между буйством земли и
верховной справедливостью воды: примеры — безумие разъяренного сына в
«Смотрителях маяка» и страшное падение ряженого владельца замка в фильме
«Летний свет». Разумеется, нельзя утверждать, что любое ремесло имеет отношение
к морю; и все же, идея Гремийона состоит в том, что пролетарий и вообще
трудящийся везде — даже на земле и в воздушной стихии в фильме «Небо ваше» -
воссоздает условия жизни «плавучего» населения, народа моря, способного выявить
и преобразовать природу задействованных в обществе экономических и торговых
интересов, если только, согласно марксистской формуле, он «перережет пуповину,
связывающую его с землей». Как раз в этом смысле морские ремесла не являются ни
пережитком прошлого, ни частью островного фольклора; они представляют собой
горизонт любого ремесла, даже ремесла женщины-врача из фильма «Любовь женщины».
Им свойственны отношения со Стихией и с Человеком, прослеживаемые в любом ремесле;
и даже механика, промышленность и пролетаризация находят свою истину во власти
над морями (или над небесами). Гремийон всеми силами противостоял
семейно-сельскому вишийскому идеалу. Немногие режиссеры не только столь же
хорошо засняли человеческий труд, но еще и обнаружили в нем эквивалент моря:
даже камнепады напоминают волны. Предыдущая Следующая
|