Предыдущая Следующая
Итак, мы видим противостояние двух систем: перцепции,
переживания и действия жителей суши с одной стороны и перцепции, переживания и
действия людей воды с другой стороны. Это хорошо заметно в «Буксирах»
Гремийона, где живущий на суше капитан тяготеет к неподвижным центрам: к
образам супруги и любовницы, к образу виллы с видом на море, которые можно
назвать точками эгоистической субъективации; а вот море показывает ему
объективность как универсальную изменчивость, слитность всех своих частей —
справедливость выше человеческой, когда неподвижность в работе буксиров всегда
ставится под сомнение и имеет значение лишь как интервал между двумя
движениями. Однако же высшей точки подобная оппозиция достигает в «Аталанте»
Виго. Как показал Ж.-П. Бамберже, на земле, на воде и в воде — разные режимы
движения, не одна и та же «грация»: движение по суше сопряжено с постоянным
нарушением равновесия, поскольку движущая сила всегда находится за пределами
центра тяжести (велосипед разносчика газет); а вот акватическое движение
совпадает с перемещением центра тяжести по простому и объективному закону, по
прямой или по эллипсу (отсюда явная неловкость этого движения, когда оно
происходит на земле или даже в шлюпке; это крабье ковыляние боком, ползание или
кружение на месте, но в нем есть нечто вроде фации из иного мира). На земле
движение происходит от одной точки к другой, оно всегда между двумя точками,
тогда как в воде точка находится между двумя движениями: тем самым она отмечает
превращение или инверсию движения сообразно гидравлическим отношениям нырка и
всплывания, которые мы обнаруживаем в движении самой камеры (финальное падение
переплетенных тел любовников длится бесконечно, но превращается в вознесение).
Здесь мы встречаем разные уровни страсти, переживания: в одном случае
господствуют товарные отношения, фетиш, одежда, частичный объект и
объект-воспоминание; в другом же случае, согласно тому, что можно назвать
«объективностью» тела, под красивой одеждой мы можем обнаружить уродство, а под
грубой оболочкой — красоту. Если и есть какое-то примирение между землей и
водой, то в образе папаши Жюля, но происходит оно потому, что он неосознанно
умеет навязывать земле все те же законы воды: в его хижине хранятся в высшей
степени необычайные фетиши, «частичные объекты», сувениры и хлам, но они для
него не память о прошлом, а чистейшая мозаика прошлых состояний души, — вплоть
до старой патефонной пластинки, которую снова можно проигрывать. Наконец, в воде
развивается ясновидение, противопоставляемое земному зрению: исчезнувшая
возлюбленная обнаруживается именно в воде, как будто перцепция обретает в этой
стихии такие дальновидность, взаимодействие ощущений и истину, каких она не
находит на земле. Даже в Ницце одно присутствие воды уже дает возможность
описывать буржуазию как чудовищное органическое тело. Под роскошными одеяниями
вода открывает безобразные тела представителей буржуазии совершенно так же, как
в другой момент она открывает нежность и силу любимого тела. Буржуазию можно
свести к объективности тела-фетиша, тела как хлама, которому противопоставлено
здоровое тело детства, любви и мореплавания. Отсутствующие на суше
«объективность», равновесие, справедливость — таковы характерные свойства воды. Предыдущая Следующая
|