Предыдущая Следующая
И наконец, в воде французская школа находила обетование
или признаки иного состояния перцепции: перцепцию более чем человеческую, уже
не скроенную по мерке твердых тел, перцепцию, для которой твердое тело уже не
является ни объектом, ни условием, ни средой. Перцепция более тонкая и
пространственно обширная, свойственная «киноглазу» молекулярная перцепция. Вот
он, результат, опираясь на который мы исходим из реального определения двух
полюсов перцепции; образ-перцепция теперь не подвергается формальной рефлексии
сознания, а раскалывается на два состояния: жидкое и твердое, молекулярное и
молярное, причем одно из них влечет за собой, но и сглаживает другое. Стало
быть, для знака перцепции больше подходит не термин «дицисигнум», а слово
«ревма». Если дицисигнум чертит кадр, способствовавший изоляции и застыванию
образа, то «ревма» отсылает к образу, сделавшемуся текучим и проходящим сквозь
кадр или под кадром. Сознание-камера превратилось в «ревму», поскольку оно
актуализовалось в текучей перцепции, тем самым достигнув материальной
обусловленности, материи-перетекания. Как бы там ни было, французская школа
скорее лишь мельком обозначила это иное состояние, иную перцепцию и
ясновидение, нежели сочла их своими характерными признаками: за исключением
отдельных абстрактных попыток (к ним можно причислить фильм Виго «Тарис,
повелитель воды»), она не творила из них новые образы, а превращала их в
границу или «точку утечки» образов-движений, усредненных образов в рамках пока
еще застывшей истории. Разумеется, это еще не стало интериорностью — настолько
та история была проникнута ритмом.
Система универсальной изменчивости
Система универсальной изменчивости как таковая - вот
какой цели достичь, вот что отобразить стремился Вертов своим «Киноглазом». Все
образы варьируют, все они зависят от других, и любой из них реагирует на каждый
в отдельности каждой своей гранью и во всех своих частях. Сам Вертов определяет
киноглаз как то, что «цепляет одно за другое в любой точке вселенной и в каком
угодно временном порядке». Замедленная и ускоренная съемка, наложение кадров,
фрагментация и демультипликация, микросъемка — все служит отображению
изменчивости и взаимодействия. Но это совсем не похоже на человеческий глаз, и
даже на усовершенствованный. Ибо если человеческий глаз и может преодолеть
некоторые из своих недостатков с помощью технических средств, то все же есть и
такой изъян, с которым он не в силах справиться, так как это условие его
функционирования: речь идет об относительной неподвижности глаза, как органа
восприятия, благодаря которой все образы варьируют ради одного-единственного,
играющего роль привилегированного образа. Если же мы рассмотрим камеру как
аппарат для съемки, то обнаружим, что она подвержена таким же ограничительным
условиям. Но ведь кино не сводится к работе камеры, это еще и монтаж. А монтаж,
несомненно, с точки зрения человеческого глаза представляет собой конструкцию;
он перестает быть точкой зрения какого-то «иного» глаза и становится чистым
видением глаза нечеловеческого, глаза, который можно расположить в вещах.
Универсальная изменчивость, всеобщее взаимодействие (модуляция) — это как раз
то, что Сезанн называл миром до появления человека, «нашей зарей», «радужным
хаосом», «девственностью мира». И неудивительно, что мы должны построить такой
мир: ведь он дан лишь такому глазу, которого у нас нет. Митри отнесся к Вертову
чрезвычайно предвзято, изобличив у него противоречие, за которое все же не осмелился,
бы упрекать живописца: это псевдопротиворечие между творчеством (монтажом) и
целостностью (реальностью). Делом монтажа, по мнению Вертова, является перенос
перцепции в вещи, вкладывание перцепции в материю, чтобы любая точка
пространства сама собой воспринимала все точки, на которые оказывает
воздействие она, или же те, что воздействуют на нее, в пределах досягаемости ее
действий и реакций. Таково определение объективности: «видеть без границ и вне
расстояний». Согласно этой точке зрения, допустимы все методы съемки, и они уже
не будут кинотрюками. То, что материалист Вертов реализует в своих фильмах,
совпадает с материалистической программой, изложенной в первой главе
бергсоновской «Материи и памяти»: образ как таковой. Киноглаз, нечеловеческий
глаз Вертова — это не глаз, скажем, мухи, орла или какого-то другого живого
существа. Это к тому же не духовное око, воспринимающее временную перспективу и
целостность духа, как в фильмах Эпштейна. Напротив, это глаз материи, глаз в
материи, уже не подчиненный времени, а «победивший» его, уступающий
«негативности времени» и не ведающий иного целого, кроме материальной вселенной
и ее протяженности (Вертов и Эпштейн отличаются здесь друг от друга, как
представители различных уровней одного и того же множества, камеры и монтажа). Предыдущая Следующая
|