Предыдущая Следующая
Такова первая схема взаимодействия
Такова первая схема взаимодействия, характерная для
Вертова. Прежде всего, это машинное взаимодействие образов-движений. Мы видели,
что промежуток, интервал между двумя движениями намечает контуры «пустого
места», являющегося прообразом субъекта-человека в том смысле, в каком
последний овладевает перцепцией. Но самым важным для Вертова было возвращение
таких интервалов материи. В этом смысл и монтажа, и «теории интервалов», более
глубокой, нежели теория движения. Интервал представляет собой уже не то, что
отделяет реакцию от претерпеваемого воздействия, как и не то, чем измеряется
несоизмеримость и непрогнозируемость реакции, но напротив, то, что встретит
соответствующую реакцию, в какой угодно и сколь угодно отдаленной точке, в
случае, если в некоей точке вселенной происходит некое действие («найти в жизни
ответ на затрагиваемую тему, равнодействующую среди миллионов фактов, в которых
выражено отношение к этому субъекту»). Оригинальность теории интервала,
разработанной Вертовым, состоит в том, что этот термин обозначает уже не пустой
промежуток и не дистанцирование двух последовательных образов, а наоборот,
соотнесение двух отдаленных образов (несоизмеримых с точки зрения нашей
человеческой перцепции). С другой же стороны, кино не могло бы вот так
пробегать вселенную из конца в конец, если бы оно не располагало действующим
элементом, способным к организации слаженной работы всех частей: то, что Вертов
отнял у духа, а именно — могущество непрестанно творящегося целого, теперь
переходит в коррелят материи, ее вариаций и взаимодействий. По сути дела, с
машинной схемой взаимодействия вещей соотносится схема взаимодействия,
характерная для коллективного высказывания. Уже в немом кино Вертов оригинально
воспользовался титрами, так что слова составляли единое целое с образами,
своего рода идеограммы. Таковы два основополагающих аспекта упомянутой схемы
взаимодействия: машина по производству образов неотделима от соответствующего
типа высказываний, от высказываний собственно кинематографических. У Вертова
речь, очевидно, идет о советском революционном сознании, о «коммунистической
расшифровке реальности». Именно такая расшифровка объединяет человека
завтрашнего дня с миром до возникновения человека, коммуниста с материальным
миром взаимодействий, определяемым как «общность» (communauté)
(действие, взаимно направленное на его объект и на самого действующего). В
фильме «Шестая часть света» показано взаимодействие разнообразнейших народов
СССР на расстоянии, взаимодействие между людскими толпами, различными отраслями
промышленности, разными культурами, всякого рода обмен, и все это направлено на
преодоление времени. Аннет Майклсон справедливо отметила, что «Человек с
киноаппаратом» знаменует собой эволюцию Вертова, как если бы тому удалось
открыть еще более сложную схему взаимодействия. И объясняется это тем, что предыдущая
такая схема застряла на уровне образа-движения, то есть образа, составленного
из фотограмм, образа, как средней величины, наделенной движением. Это,
следовательно, был все еще образ, соответствующий человеческой перцепции
независимо оттого, каким преобразованиям она подвергалась посредством монтажа.
А что произойдет, если ввести монтаж в сами составляющие образа? Либо мы
движемся назад от образа крестьянки к запечатлевшей ее серии фотограмм, либо
следуем от серии фотограмм, запечатлевших детей, к образам этих детей в
движении. Расширяя возможности этого метода, мы сопоставляем образ
велосипедиста, мчащегося на всех парах, с тем же самым образом, но уже отснятым
на пленку, «отраженным» и спроецированным на экран. Фильм Рене Клера «Париж
уснул» оказал значительное влияние на Вертова, сводящееся к воссоединению
человеческого мира с миром без человека. Дело в том, что луч безумного ученого
(кинорежиссера) заморозил движение и блокировал действие с тем, чтобы
освободить его в виде своеобразного «электрического разряда». Город-пустыня,
город, которого нет, неотступно преследует кинематограф, как если бы этот город
был наделен каким-то секретом. И секрет в том, что здесь появляется еще один
новый смысл понятия «интервал»: теперь этим словом обозначается точка, где
прекращается движение, и, останавливаясь, обретает способность направляться в
обратную сторону, ускоряться, замедляться... Уже недостаточно просто обращать
движение вспять, как делал Вертов ради достижения взаимодействия, когда
двигался от мертвой плоти к плоти живой. Необходимо добраться до точки, где
станет возможной инверсия или модификация. Ибо для Вертова фотограмма — не
просто возвращение к фотографии: если фотограмма принадлежит кино, то это
происходит оттого, что она является генетическим элементом образа или
дифференциальным элементом движения. Она «заканчивает» движение не иначе, как
становясь еще и принципом его ускорения, замедления, варьирования. Это
вибрация, это напряженность мельчайших элементов, движение которых каждое
мгновение формируется по-новому, это клинамен эпикурейского материализма.
Фотограмма к тому же неотделима от серии, вибрацию которой она вызывает,
соотнося с извлекаемым из этой вибрации движением. И если кинематограф
преодолевает человеческую перцепцию, двигаясь по направлению к иной перцепции,
то происходит это в том смысле, в каком он достигает генетического элемента
любой возможной перцепции, то есть точки, изменяющей перцепцию, способствующей
ее изменению, дифференциала самой перцепции. Итак, Вертов осуществляет три нераздельно
связанных аспекта одного и того же преодоления: он следует от камеры к монтажу,
от движения к интервалу, от образа к фотограмме. Предыдущая Следующая
|