Предыдущая Следующая
Идея Делёза состоит в том, что…
Идея Делёза состоит в том, что образ в кинематографе
формируется не изображением движения, но таким движением, которое не в
состоянии сформировать образ в качестве представленного, в качестве
образа-изображения, образа- представления, на который всегда опиралось
искусство и с которым имеет дело феноменология.
Что же это за движение, порождаемое кинематографом и
определяемое Делёзом как образ-движение? Как вообще возможно говорить о нем,
зная, что сам язык является мощнейшим поставщиком образов-представлений?
Ключевой фигурой в формировании понятийного языка Делёза становится Анри
Бергсон. Уже в книге «Бергсонизм», написанной в середине шестидесятых,
формулируются некоторые положения, которые получают в «Кино» неожиданное предметное
воплощение. Прежде всего, это касается бергсоновской теории образа, развиваемой
им в книге «Материя и память», теории, оказавшейся слишком радикальной даже для
самого Бергсона.
«Материя и память», написанная в 1896 году, то есть в то
же самое время, когда появились первые ленты братьев Люмьер, явилась, как
показывает Делёз, теорией кинематографического восприятия до кинематографа. В
ней Бергсон предложил совершенно неожиданный подход к проблеме образа,
попытавшись рассматривать его как изменчивость в себе, как способность к
самодвижению. Мысль Бергсона вплотную подошла к понятиям, готовым овладеть
движением, но так и осталась нереализованной. Бергсон не ощутил тех потенций,
которые несла в себе его теория. Он прошел мимо возможности применить ее к кинематографу.
Более того, в «Творческой эволюции» (1907) он проводит аналогию между
кинематографом и рациональным мышлением: и в том, и в другом случае жизнь
воспроизводится механически, покадрово; реальное дление, движение самой жизни,
подменяется механической абстракцией времени. В главе «Кинематографический
метод» он приводит кино лишь как пример фотографии, искусственно приведенной в
движение и создающей иллюзию реальности, подобно тому, как наша
научно-рациональная мысль постоянно пытается подменить собой жизнь в стремлении
соответствовать материи. Предыдущая Следующая
|