Предыдущая Следующая
Логика образа
Путь депсихологизации философии в ХХ веке тесно связан с
феноменологической традицией. При этом многочисленные попытки
феноменологического анализа кинематографа постоянно сталкиваются с проблемой
движения. Подвижность, изменчивость кинематографических образов, их постоянное
ускользание от схватывания, детализации и анализа создают большие сложности для
феноменологии, которая ориентирована на укорененность субъекта в мире, на
изначальный персептивный опыт, позволяющий сознанию стать «сознанием чего-то»,
то есть расположить мир вокруг себя так, что любой сколь угодно нереальный
образ (а это всегда образ, порожденный сознанием) участвует в мире, раздвигает
его горизонт.
Статика феноменологии, где единственно возможное движение
— это соединение в последовательность редукционистских жестов, приводящее к
центру — нередуцируемому опыту бытия-в-мире, вступает в конфликт с
кинематографом именно потому, что кинематографическое движение не имеет
закрепленности в мире феноменов. Делёз указывает на то, что кино ацентрично, а
кинематографические образы уже не выстраиваются вокруг какого-либо частного
опыта, поскольку сами не произведены никаким опытом. С изобретением кино, как
пишет Делёз, «уже не образ становится миром, но мир — собственным образом» .
Судя по всему, и Гуссерль и Хайдеггер ощущали неявную
«угрозу», исходящую от экрана. Не случайно они игнорируют кино как объект
исследования. Мерло-Понти, пытаясь выявить кинематографические гештальты,
приходит к выводу, что здесь пролегает граница, за которой начинается «новая
психология», но для философии, по его мнению, кино все- таки «ложный союзник».
Анализы Ингардена фактически сводят кино к изобразительной «музыке феноменов»
(воплощению чистой интенциональности). Сартр в книге «Воображаемое» обошел кинообразы
стороной. Важный шаг делает Ролан Барт, когда, анализируя Эйзенштейна, вообще
элиминирует физическую составляющую движения, рассматривая фотограммы
(отдельные остановленные кадры, в которых, по его мнению, проявляется «сущность
фильмического»), где пытается обнаружить изменчивость самого знака. Но и он в
книге «Camera lucida», разрабатывая оригинальную аффективную феноменологию,
пишет, что фотография кажется ему более философичной, чем кинематограф: «Не в
моей власти, сидя перед экраном, закрыть глаза — в противном случае, вновь их
открыв, я уже не застану того кадра. Кино побуждает к постоянной прожорливости;
оно обладает множеством других добродетелей, задумчивость не из их числа...»
феноменологически приоритетным, поскольку именно с его помощью можно мыслить
кинематограф как некую форму восприятия мира. Поэтому движение оказывается
здесь еще одним вариантом изображения: всегда видимым, воспринимаемым,
предполагаемым, представленным, актуализованным в момент его восприятия
зрителем здесь и сейчас. Предыдущая Следующая
|