Предыдущая Следующая
Именно «несобранный» (неиндивидуализированный) субъект
становится предметом внимания Жиля Делёза, а его «Кино» оказывается
своеобразной теорией восприятия такого субъекта. Беньямин и Кракауэр
рассматривали его как отдавшего свою субъективность массе. Мы же можем сказать,
что этот субъект ориентирован не на индивидуальное восприятие, а на ту его
область, которая отдана «всеобщей сообщаемости знания и удовольствия» (Кант).
Такой субъект лишен индивидуально-психологических характеристик, а потому и
теория восприятия должна быть депсихологизирована. Вопрос, однако, заключается
в том, каков тот путь депсихологизации, который бы позволил приблизиться к
силам, отношения между которыми составляют план имманентности кинематографа.
Делёз, интерпретируя Ницше, вводит различие между двумя
типами власти. Puissance — относится к виртуальному порядку власти, где власть
выступает как целое в своих множественных проявлениях (именно так на
французский переводится ницшевская «власть»). Словом pouvoir Делёз обозначает
актуальный порядок власти, близкий пониманию власти у Фуко, при котором власть
мыслится не как сила, а как взаимодействие сил. В первом случае мы имеем дело с
самой материей власти (ее имманентным порядком), во втором - с ее проявлениями,
ее функциями. «Воля к власти», таким образом, оказывается, согласно Делёзу,
способностью субъекта быть восприимчивым (пассивным), открытым навстречу
образам с самой слабой интенсивностью. Возвращение философии возможно при
условии, если субъект вступает в контакт с этой виртуальной властью, которая не
принадлежит порядку представления, которая порождена смутными образами, не
произведенными человеком, но контактирующими с ним.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его
технической воспроизводимости. - Избранные эссе.
Для Делёза, правда, это лишь частный вопрос, один из
многих, в которых он приближается к кинематографу как особому средству
выражения, план имманентности которого отвечает уже иному характеру
субъективности. Теория образов, описывающая этот план имманентности, призвана
зафиксировать появление такого нового (деиндивидуализированного и
депсихологизированного) субъекта восприятия. Предыдущая Следующая
|