Предыдущая Следующая
Совсем иная картина предстает в «Материи и памяти», где
проводится последовательная критика «естественного» положения, согласно
которому вещи принадлежат нашему сознанию в качестве образов (образов вещей). По
Бергсону, образы не есть образы «чего-то», они просто есть. Он отделяет образ
от зрения (и представления). Образ принадлежит самой материи, он формируется в
вещах, а не в психике, и именно благодаря им (образам) возникает ситуация видения.
Мерло-Понти высказался по этому поводу так: «Никогда еще не замыкался круг
между бытием и "я", так чтобы бытие "для Я" было зрителем,
а зритель существовал "для бытия". Никогда еще не было описано
первозданное бытие воспринятого мира. Раскрывая его вслед за рождающейся длительностью,
Бергсон отыскивает в сердцевине человека досократический и
"дочеловеческий" смысл мира». Такой смысл мира никак не вписывается в
картезианство, поскольку здесь «я» теряет свою способность к
самотождественности. Бергсон показывает, что целый пласт нашего существования —
память — является источником тех образов, полнота которых не схватывается
картезианским «я», существующим только в настоящем времени.
Делёзианская «виртуальность»
Делёзианская «виртуальность» возникает в тесной связи с
теорией памяти Бергсона. В логической системе Делёза эта «виртуальность»
противостоит не «реальности», а «актуальности». Противопоставление
виртуальности и реальности возникло из ложного понимания прошлого как того,
чего уже нет, из смешения бытия и бытия внастоящем. Пласт образов-воспоминаний,
открытый Бергсоном, подсказывает нам, что скорее нет настоящего. Оно находится
в чистом становлении — всегда по ту сторону «я». В этом смысле оно действует,
оно активно, оно актуально. Актуальность же прошлого приостановлена. Но, как
пишет Делёз, не приостановлена в бытии. Оно не активно, но оно есть. Такое
воспоминание не имеет психологического порядка существования, поскольку
психологическое — это всегда настоящее. Через «чистое воспоминание» Бергсон
описывает бытие как таковое, где прошлое для него — онтология, а бытие — невспоминаемое,
актуализующееся в разного рода «психологизациях». Предыдущая Следующая
|