Предыдущая Следующая
Для Делёза кино не просто ацентрично, в нем не просто
отсутствует точка укорененности, которая была ранее закреплена за субъектом,
кино — это мир, где образ обретает движение, становится образом-движением.
Именно в освоении кинематографом образов-движений видит Делёз историю развития
кино. Это не история фильмов, школ и направлений, не история изобретения
приемов киноповествования. Это другая история. Делёз называет ее «естественной»,
сравнивая развитие кино с развитием биологического вида. Естественная история
кино строится на открытии той изменчивой материи, что составляет план
имманентности кинематографа. Это в каждый момент еще не проявленные
«образы-в-себе», связанные в последовательности движения (их блоки, срезы,
множества). Это не «образы чего-то», не образы вещей. Они в вещах, ведь свет, в
делёзианском кинематографическом мире тождественный материи, еще не отражен и
не проявлен, «взгляд находится в вещах, в образах-в-себе, а фотография, если
таковая есть, уже впечатана внутри вещей для всех точек пространства».
Световая материя, а точнее - бытие-свет, имманентна
кинематографу
Световая материя, а точнее - бытие-свет, имманентна
кинематографу. Однако это только часть кинематографического высказывания.
Другая его часть — язык.
В своей книге о Мишеле Фуко Делёз, анализируя его
оппозицию «видеть» и «говорить», вводит понятие априорного света («нечто
световое»), традицией,
идущей от Хайдеггера и Мерло-Понти, «видимости», равнооткрытой и зрению, и
слову. Делёз не противопоставляет свет языку, а связывает их воедино (в
высказывании). Причем движется он в соответствии с тем, как сам Фуко
преобразовал феноменологическое понимание языка, показав, что последний
«содержит» слова и фразы, но не высказывания. Так же обстоит дело и со светом,
который «содержит» объекты, но не видимости, и теперь последние уже не акты
видящего субъекта, не то, что поставляет нам зрение, но «мультисенсорные
комплексы, выходящие на свет» (Делёз). Бытие-свет, таким образом, это то, что
«только и способно соотносить видимость со зрением и одновременно с другими
органами чувств, каждый раз следуя сочетаниям, которые сами по себе являются
зримыми. Например, осязательное есть способ, с помощью которого зримое скрывает
другое зримое. "Виртуальная видимость" — "видимость за пределами
взгляда" — преобладает над другими формами персептивного опыта и не
апеллирует ни к зрению, ни к слуху, ни к осязанию». Предыдущая Следующая
|