Предыдущая Следующая
Несмотря на оговорки некоторых критиков, модернистская
позиция Воррингера кажется нам весьма близкой взглядам Кандинского («О духовном
в искусстве»). Оба они изобличают и у Гете, и в романтизме стремление примирить
Дух и Природу, что означало индивидуалистический и сенсуалистский подход к
искусству. Воррингер же и Кандинский, напротив, разумели под «духовным
искусством» союз с Богом, благодаря которому всё личное преодолевается, а
Природа воспринимается на расстоянии, ибо личности и Природа — хаос, откуда
должен выйти человек с мироощущением модерниста. Эти авторы даже не уверены,
что их затея удастся, но у них нет иного выбора: отсюда замечания Воррингера о
«крике» как единственном способе выражения в экспрессионизме, да и тот,
вероятно, иллюзорен. Этот пессимизм, касающийся мира как хаоса, возобновляется
в экспрессионистском кинематографе, где даже идея духовного спасения ценой
жертвы встречается относительно редко. Мы находим ее преимущественно у Мурнау,
реже у Ланга. Но ведь среди всех экспрессионистов Мурнау ближе всего к
романтизму: он сохраняет индивидуализм и «сенсуализм», которые с большей
свободой проявятся в его американский период, в «Восходе солнца» и особенно в
«Табу».
Итак, мы рассмотрели четыре типа монтажа. Эта
классификация основана на том, что образы-движения каждый раз становятся
объектами весьма несходных композиций: органико-активный, эмпирический или,
скорее, эмпиристский монтаж в американском кинематографе; диалектический,
органический или материальный монтаж в советском кино;
квантитативно-психический монтаж французской школы в его разрыве с
органическим; интенсивно-духовный монтаж немецкого экспрессионизма, связывающий
неорганическую жизнь с непсихологической. Таковы великие концепции мастеров
кино и их конкретные практические методы. К примеру, не следует полагать, будто
параллельный монтаж присущ кинематографу как данность, которую мы обнаруживаем
повсюду; в широком смысле это действительно так, но лишь в широком смысле,
поскольку советское кино заменяет его монтажом оппозиций, экспрессионистское -
контрастным монтажом и т.д. Мы попытались продемонстрировать лишь практическое
и теоретическое разнообразие видов монтажа, соответствующих таким концепциям
состава образов-движений. Таково мировоззрение, такова философия кино не в
меньшей степени, нежели его техника. Было бы неразумным утверждать, что один из
типов этой практики-теории лучше других или прогрессивен (технические достижения
свойственны каждому из рассмотренных направлений, они лишь предполагаются этими
направлениями, но не обусловливаются ими). Единственное общее свойство всех
видов монтажа - соотнесенность кинематографического образа с целым, то есть со
временем, воспринимаемым как Открытое. Тем самым монтаж дает косвенный образ
времени, сразу и в конкретном типе образа-движения, и в рамках фильма как
целого. С одной стороны, это переменное настоящее, с другой — беспредельность
будущего и прошлого. Нам представляется, что различные формы монтажа по-разному
детерминируют эти два аспекта. Переменное настоящее может превратиться в
интервал, качественный скачок, ритмическое единство, степень интенсивности, а
целое, органическое целое — стать диалектической тотализацией, безмерной
тотальностью возвышенного математического, или интенсивной тотальностью
возвышенного динамического. Впоследствии мы увидим, что такое косвенный образ
времени и каковы в сравнении с ним шансы образа-времени. Пока же ясно
следующее: если верно, что образ-движение имеет две грани, одна из которых
обращена в сторону множеств и их частей, а другая — по направлению к целому и
его изменениям, то задавать вопросы следует именно образу-движению как
таковому, во всех его разновидностях, и обеим его граням. Предыдущая Следующая
|