Предыдущая Следующая
Здесь кроется существенная разница между экспрессионизмом
и романтизмом, ибо, в отличие от романтизма, речь идет уже не о притотенью.
Поэтому освещенные так фигуры часто бывают плоскими и по самой своей природе
производят впечатление тени, но, в отличие от романтических представлений,
тенью не подпитываются. Это впечатление
не сводится к эффекту контражура».
Природы с Духом, отчуждаемым от Природы и вновь
покоряющим себя в себе самом: такая концепция подразумевала бы нечто вроде
диалектического развития все еще органической тотальности. Дело в том, что
экспрессионизм в принципе только и постигает, что целое духовной Вселенной,
порождающей собственные абстрактные формы, свои существа из света и свои
согласования, кажущиеся ложными эмпирическому взгляду. От хаоса в жизни
человека и в Природе экспрессионизм отстраняется. Скорее даже он говорит нам,
что ничего, кроме хаоса, нет и не будет, если мы не войдем в духовную
вселенную, в существовании которой не слишком уверены и сами экспрессионисты:
часто побеждает пламя хаоса, и нам возвещают, что оно долго еще будет
торжествовать победу. Словом, экспрессионизм непрестанно изображает мир в виде
красного на красном, и первое красное отсылает к страшной неорганической жизни
вещей, а второе — к возвышенной непсихологической жизни духа. В крайних случаях
экспрессионизм обращается к крику, крику Маргариты или Лулу, знаменующим собой
в такой же степени ужас перед неорганической жизнью, как и открытость духовному
миру, быть может, иллюзорную. Доходил до крика и Эйзенштейн, но он делал это
как диалектик, то есть совершал качественный скачок, вызывающий эволюцию
целого. Ныне же целое находится в вышине и совпадает с идеальной вершиной
пирамиды, непрестанно отвергающей собственное основание. Целое становится в
полном смысле бесконечной интенсификацией, освобождающейся от всяческой
постепенности, прошедшей сквозь огонь, но лишь для того, чтобы разорвать
чувственные узы, связывающие его с материальным, органическим и человеческим,
отделиться от всех своих прошлых состояний и тем самым обнаружить духовную и
абстрактную Форму будущего («Ритм» Ганса Рихтера). Предыдущая Следующая
|