Предыдущая Следующая
Образ-движение и три его разновидности
Исторический кризис психологии совпадает с моментом,
когда стало уже невозможным помещать образы в сознание, а движения — в
пространство. До этого времени в сознании только и располагали что образы,
качественные и непротяженные, а в пространстве — лишь движения, протяженные и
количественные. Но вот как перейти от одного порядка к другому? Как объяснить,
что движения нет-нет да и производят образ (так бывает при перцепции) или что
образ производит движение (при намеренном действии)? Сослаться на мозг? Но тогда
его следует наделить чудесными способностями. К тому же, как воспрепятствовать
движению быть хотя бы виртуальным образом, а образу — хотя бы возможным
движением? То, что казалось тупиком, в конечном счете сводилось к стычке между
материализмом и идеализмом, когда первый стремился представить порядок сознания
при помощи чисто материальных движений, а второй — порядок мироздания через
беспримесные образы сознания. Такую расщепленность образа и движения, сознания
и предмета следовало преодолеть любой ценой. И вот, в одну и ту же эпоху за
решение этой задачи взялись два абсолютно непохожих друг на друга философа:
Бергсон и Гуссерль. Каждый из них бросил свой боевой клич: всякое сознание есть
сознание чего-то (Гуссерль) или же всякое сознание есть нечто (Бергсон). Без
сомнения, то, что прежняя позиция стала невозможной, объясняется множеством
внешних по отношению к философии факторов. Социальные и научные факторы
постепенно наполняли жизнь сознания движением, а материальный мир — образами. А
значит, как теперь не принимать во внимание кино, возникшее в ту же эпоху и
собиравшееся предоставить собственные доказательства существования
образов-движений?
Правда, Бергсон, как мы уже видели, явно считал
кинематограф ложным союзником. Что же касается Гуссерля, то, насколько нам
известно, о кинематографе он не упоминает вообще (тут можно заметить, что
Сартр, уже много лет спустя инвентаризовавший и проанализировавший разнородные
образы в книге «Воображаемое», кинематографические образы обошел молчанием).
Если кто и провел сопоставление кино и феноменологии, так это Мерло-Понти, да и
тот усматривал в кино ложного союзника. И все же основания, приводимые
феноменологией и Бергсоном, настолько несходны, что путеводной нитью нам
послужит само их противопоставление. Феноменология возводит в норму
«естественную перцепцию» и ее условия. Этими условиями являются
экзистенциальные координаты, определяющие «укорененность» воспринимающего
субъекта в мире, бытие в мире, открытость миру, которая и оказалась выражена в
знаменитой максиме «всякое сознание есть сознание чего-то»... Коль скоро это
так, движение, воспринимаемое или произведенное, следует разуметь, естественно,
не как интеллигибельную форму (идею), что актуализуется в материи, а как
чувственную форму (гештальт), организующую персептивное поле в зависимости от интернациональности
сознания в конкретной ситуации. Но ведь, как бы кино ни приближало нас к вещам,
как бы ни удаляло нас от них и ни вращало вокруг них, оно все же устраняет и
укорененность субъекта, и горизонт мира, то есть условия естественной перцепции
оно подменяет имплицитным знанием и вторичной интенциональностью2. Кино не
сходится с прочими видами искусства, целью которых является скорее узреть
нереальное в мире, но творит из мира нереальное или повествование: с изобретением
кинематографа уже не образ становится миром, но мир — собственным образом.
Можно заметить, что феноменология в некоторых отношениях застряла на
докинематографической стадии, чем и объясняется ее неуклюжая позиция:
феноменология ставит естественную перцепцию в привилегированное положение,
отчего движение соотносится еще и с позами (уже не существенными, а попросту
экзистенциальными). А, следовательно, кинематографическое движение сразу же
изобличается как не соблюдающее верность условиям перцепции и к тому же
возвеличивается, как новый тип повествования, способный «сблизить»
воспринимаемое и воспринимающего, мир и перцепцию. Предыдущая Следующая
|