Предыдущая Следующая
Геометрия в экспрессионизме своих прав не теряет, но
существенно отличается от геометрии французской школы, ибо по крайней мере
внешне она избавлена от координат, обусловливающих экстенсивное количество, и
от метрических отношений, управляющих движением в гомогенном пространстве. Это
«готическая» геометрия, которая строит пространство вместо того, чтобы
вычерчивать его — и использует она не метризацию, а продление и нагромождение.
Линии продлеваются сверх всякой меры до точек пересечения, а в точках разрыва
между ними происходят нагромождения. Эти нагромождения могут быть светлыми или
темными, подобно тому, как продления — состоять из теней или света. Так, Ланг
изобретает светящееся ложное монтажное соединение, в котором выражаются
интенсивные изменения целого. Такова неистовая перспективистская геометрия,
работающая с проекциями и теневыми участками методом косой перспективы. Для
такой геометрии характерна тенденция к замене горизонтали и вертикали
диагоналями и контрдиагоналями, окружности и сферы — конусом, а кривых линий и
прямых углов — острыми углами и заостренными треугольниками (двери из
«Калигари», островерхие крыши и шляпы из «Голема»). Если сравнить
монументальную архитектуру у Л'Эрбье и у Ланга («Нибелунги», «Метрополис»), то
можно заметить, как именно использует Ланг продление линий и точки
нагромождения, которые можно перевести в метрические отношения лишь косвенным
путем1. Если же человеческое тело непосредственно входит в эти «геометрические
группировки», если оно является «основным фактором такой архитектуры», то это
все же не прямое следствие того, что «стилизация преобразует человеческое в
механический фактор» (данная формула лучше подошла бы для французской школы),
это происходит потому, что все различия между механическим и человеческим
оказались нивелированными, и на этот раз — в пользу могущественной неорганической
жизни вещей. Предыдущая Следующая
|