Предыдущая Следующая
Вот так свет как степень освещенности (белое) и нулевая
точка (черное) входят в конкретные взаимоотношения: они контрастируют или смешиваются.
Как мы уже видели, получается целая контрастная серия белых и черных линий,
лучей света и полос тьмы: это полосатый, линованный мир, возникший уже у Вине в
раскрашенных холстах из «Кабинета доктора Калигари», но обретший все смыслы
светозарности лишь у Ланга в «Нибелунгах» (например, свет в подлесках или пучки
лучей, светящие в окна). Или же появляется смешанная серия светотени,
непрерывное преобразование всех степеней освещенности, создающее «текучую гамму
переходящих друг в друга градуаций»: мастерами такой техники были Вегенер и
особенно Мурнау. Великие режиссеры использовали оба приема: так, Ланг достигал
тончайших оттенков светотени {«Метрополис»), а Мурнау прочерчивал в высшей
степени контрастные лучи: например, в «Восходе солнца» сцена поисков
утопленницы начинается с появления светящихся полос, отбрасываемых прожекторами
на воду, а затем эти полосы внезапно уступают место преобразованиям светотени,
чьи тона постепенно смягчаются. При всем своем отличии от экспрессионизма
(особенно в концепциях времени и падения души) Штрогейм заимствует у него
обращение со светом и предстает не менее глубоким люминистом, нежели Ланг и
даже Мурнау: примером первого из рассмотренных выше приемов может служить ряд
полос, напоминающих светящиеся стержни, когда полузакрытые жалюзи проецируют их
на постель, лицо и торс спящей в фильме «Глупые жены»; примером второго —
разнообразные оттенки светотени с контражуром и обыгрыванием расплывчатости в сцене
ужина из «Королевы Келли».
В этих чертах экспрессионизм порывал с принципом
органической композиции
Во всех этих чертах экспрессионизм порывал с принципом
органической композиции, изобретенным Гриффитом и усвоенным большинством
советских диалектиков. Но осуществлялся этот разрыв совершенно иными, нежели у
французской школы, приемами. Он ассоциируется не с ясной механикой количества
движения в твердой или жидкой среде, а со смутной, «болотной» жизнью, куда
погружаются все предметы, то разрываемые в клочья тенями, то сокрытые туманами.
Неорганическая жизнь вещей, страшная жизнь, которой неведомы мудрость и границы
организма, — таков первый принцип экспрессионизма, и действует он для всей
Природы, то есть для не осознающего себя духа, затерянного во тьме, для света,
ставшего непрозрачным, для lumen opacatum. С этой точки зрения между творениями
природы и изделиями рук человеческих: между подсвечниками и деревьями,
турбинами и солнцем — никаких различий нет. Таким же кошмаром, как живая стена,
становятся утварь, мебель, дома и крыши: они наклоняются, сжимаются,
подстерегают людей или ловят их в капканы. А тени домов преследуют бегущих по
улице. Во всех этих случаях органическому противостоит отнюдь не механическое,
а витальное как мощные предорганические ростки, общие и одушевленной, и
неодушевленной Природе, — материи, возвышающейся до уровня жизни, и жизни,
распространяющейся по всей материи. Животное начало потеряло свою органику в
такой же мере, что обрела жизненную силу материя. Экспрессионизм может
притязать на передачу чистой кинетики, то есть мощного движения, которое не считается
ни с органическими контурами, ни с механической обусловленностью горизонтали и
вертикали; это движение передается в виде до бесконечности ломаной линии, когда
каждым изменением направления отмечаются сразу и сопротивление препятствия, и
сила нового импульса, словом, подчиненность экстенсивного интенсивности.
Создатель термина «экспрессионизм» Воррингер определил новое понятие как
оппозицию жизненного порыва и органической репрезентации, сославшись на
«готическую или северную» линию декора: на ломаную линию, которая не образует
контура, где форма отличалась бы от фона, но проходит между предметами
зигзагообразно, то увлекая их в бездну, где пропадает сама, то вызывая их
вращение в некоей аморфности, куда она возвращается в «беспорядочных
конвульсиях». Следовательно, автоматы, роботы и марионетки представляют собой
уже не механизмы, подчеркивающие количество движения или преувеличенно его
оценивающие, а сомнамбул, зомби или Големов, выражающих интенсивность такой
неорганической жизни. Сказанное относится не только к «Голему» Вегенера, но и к
созданным около 1930 года готическим фильмам ужасов, среди которых
«Франкенштейн» и «Невеста Франкенштейна» Уэйла, а также «Белый Зомби» Хэлприна. Предыдущая Следующая
|