Предыдущая Следующая
По поводу контрастов белого и черного
По поводу контрастов белого и черного или вариаций
светотени можно было бы сказать, что белое затемняется, а черное светлеет. Это
напоминает мгновенно «схваченные» две степени освещенности, соответствующие
возникновению цвета согласно теории Гете: синий цвет представляет собой
осветление черного, желтый — затемнение белого. И несомненно, вопреки попыткам
монохромного и даже полихромного кино у Гриффита и Эйзенштейна,
предшественником настоящего колоризма в кинематографе стал экспрессионизм. Гете
как раз и объяснил, что если взять два основных цвета, желтый и синий, и
принять их за степени освещенности, то они будут восприниматься в
интенсифицирующем движении, сопровождающемся с двух сторон красноватым
отблеском. Интенсификация освещенности напоминает мгновение, возведенное в
квадрат и выражаемое этим отблеском. Красноватый или сияющий отблеск пройдет
все стадии интенсификации, перелива цветов, мерцания, мелькания, искрения,
ореола, флюоресценции и фосфоресценции. Все эти аспекты отмечают этапы создания
робота в «Метрополисе», а также создание Франкенштейна и его невесты. Штрогейм
извлекает из них необычайные сочетания, в которые вовлекает живых людей, как
злодеев, так и их невинные жертвы: так, в «Королеве Келли» простодушная девушка
оказывается буквально меж двух огней, между огнем свеч на столе перед ней,
отблески которого переливаются у нее на лице, и огнем в камине позади нее,
образующем вокруг нее светозарный ореол (потому-то ей стало жарко, и она
попросила снять окутывающую ее мантию...). Но подлинным королем всех этих
этапов и примет, возвещающих сразу и пришествие дьявола, и гнев Божий, был
все-таки Мурнау. Фактически Гете показал, что интенсификация с двух сторон
(желтого и синего) не ограничивается красноватыми отблесками, сопровождающими
ее из-за растущего воздействия сияния, но доходит до кульминации в
пронзительном красном цвете, и это — третий цвет, обретший независимость, это
чистая раскаленность или пламя ужасного света, которому под силу сжечь мир и
его тварей. Это выглядит так, будто конечная интенсивность теперь, у предела
собственной интенсификации, обнаруживает сияние бесконечного, от которого мы
отправлялись. Бесконечное не переставало работать в рамках конечного, конечное
же восстанавливает его в этой по-прежнему ощутимой форме. Дух не покинул
Природу, он одушевил всю неорганическую жизнь, но смог себя там обнаружить и
обрести лишь как дух зла, сжигающий всю Природу. Таков пламенный круг в сценах
призыва к демону у Вегенера в «Големе» и у Мурнау в «Фаусте». Таков костер
Фауста. Такова «фосфоресцирующая голова демона с очами печальными и пустыми» у
Вегенера. Таковы пылающие головы Мабузе и Мефистофеля. Вот они, кульминационные
моменты, встречи с бесконечным, которое стало духом зла: в частности, у Мурнау
в «Носферату» мы встречаем не только все оттенки светотени, контражура и
неорганической жизни теней, не только все моменты, через которые проходит
красноватый отблеск, но еще и кульминацию, когда мощный свет (беспримесно
красный) отделяет этот отблеск от сумеречного фона, выводит его из еще более
явно обозначенной бездны и наделяет его подобием всемогущества, превосходящего
его обыденную форму. Предыдущая Следующая
|