Предыдущая Следующая
Теоретическая основа комментариев Эйзенштейна
Мы покажем только теоретическую основу комментариев
Эйзенштейна, пристально анализировавшего конкретные образы (например,
Потемкинскую лестницу). И эту диалектическую композицию мы встретим вновь в
«Иване Грозном». Мы увидим две цезуры, соответствующие двум моментам сомнения у
Ивана: в первый раз, когда он задумывается у фоба жены, во второй, когда он
обращается с мольбой к монаху. И первый из этих моментов знаменует собой конец
первого витка, первой стадии борьбы с боярами, второй же — начало второй
стадии, а между ними — бегство из Москвы. Официальная советская критика
упрекала Эйзенштейна за то, что он замыслил вторую стадию как личный поединок
Ивана с собственной теткой: фактически режиссер отказывается от такого
анахронизма, как изображение единения царя с народом. Сплошь и рядом народ для
Ивана — просто орудие, и это исторически верно; тем не менее, не погрешив
против исторической правды, царь у Эйзенштейна развивает свое противостояние
боярам, которое не становится личным поединком в духе Гриффита, а состоит в
переходе от политического компромисса к физическому и социальному их
уничтожению.
Эйзенштейн, конечно же, может ссылаться на науку — на
математику и биологию. Искусство от этого ничего не теряет, поскольку в кино,
как и в живописи, необходимо изобрести спираль, которая отвечала бы теме, и
хорошо выбрать точки-цезуры. Уже с этой точки зрения генезиса и роста мы видим,
в какой степени суть метода Эйзенштейна состоит в определении примечательных
точек или привилегированных моментов. Однако, в отличие от фильмов Гриффита,
они не выражают случайных элементов или стечений обстоятельств, вторгающихся в
жизнь индивида — напротив, они полностью принадлежат упорядоченной структуре
органической спирали. Это мы увидим еще яснее, если рассмотрим новое измерение,
которое Эйзенштейн иногда представляет как добавочное к измерениям органики,
иногда — как «довершающее» их. Композиция, диалектическое взаимодействие,
включает не только органичность, то есть генезис и рост, но также и пафос, или
развитие. Пафос не следует смешивать с органичностью. И дело здесь в том, что
на спирали от одной точки к другой можно провести векторы, напоминающие хорды
дуги или витки спирали. Теперь речь идет уже не о формировании и продвижении
вперед самих оппозиций по виткам, а о переходе от одной противоположности к
другой или, скорее, в другую, по хордам: прыжок в противоположное. Существует
не только оппозиция между землей и водой, единичным и множественным, но также и
переход от одного в другое, и внезапное возникновение другого в едином.
Существует не только органическое единство противоположностей, но также и
патетический переход от одной противоположности к другой. Не только
органическая связь между двумя мгновениями, но и патетический скачок, когда
второе мгновение обретает новую мощь, ибо первое в него переходит. От печали к
гневу, от сомнения к уверенности, от смирения к бунту... Само патетическое
включает два аспекта: это сразу и переход от одного члена противопоставления к
другому, от одного качества к другому, и внезапное возникновение нового
качества, рождающегося при свершившемся переходе. Это одновременно и «сжатие»,
и «взрыв». В «Генеральной линии» спираль делится на два противопоставленных
участка, «Старое» и «Новое», и воспроизводит это деление, распределяя оппозиции
как по одну, так и по другую сторону: это и есть органичность. Но в знаменитой
сцене с молочным сепаратором перед нами переход от одного момента к другому, от
недоверия и надежды к триумфу, от пустой трубки к первой капле, — и этот
переход ускоряется по мере того, как приближается новое качество, торжествующая
капля. Эта капля и есть пафос, качественный скачок или прыжок. Органичность
подобна дуге, это множество дуг, пафос же — сразу и хорда, и стрела, изменение
старого качества и внезапное возникновение качества нового, возведение старого
качества в квадрат, во вторую степень. Предыдущая Следующая
|