Предыдущая Следующая
Патетика имеет в виду изменение не только содержания
образа, но и его формы.
Кроме того, патетика имеет в виду изменение не только
содержания образа, но и его формы. Фактически образу предстоит изменить свою
мощь, быть возведенным в более высокую степень. Именно это Эйзенштейн называет
«абсолютным изменением размеров», противопоставляя его всего лишь относительным
изменениям у Гриффита. Под абсолютным изменением следует разуметь то, что
происходящий качественный скачок является формальным не менее, чем
материальным. Применение крупного плана обозначает у Эйзенштейна как раз такой
формальный скачок, абсолютное изменение, то есть возведение образа в квадрат:
по сравнению с Гриффитом, здесь мы имеем совершенно новую функцию крупного плана.
И если крупный план предполагает некую субъективность, то именно в том смысле,
в каком сознание также представляет собой переход в новое измерение, возведение
во вторую степень (которое может достигаться при помощи «серии увеличивающихся
крупных планов», но также и другими методами). И все же в любом случае сознание
и есть пафос, переход от Природы к человеку и качество, рождающееся при
свершении этого перехода. Это сразу и осознавание, и болезнь сознания,
ущемленное революционное сознание — хотя бы до определенной степени, у Ивана
Грозного является весьма ограниченным, в «Потемкине» — лишь предвосхищающим
нечто, а в «Октябре» — достигающим кульминации. Если пафос означает развитие,
то именно потому, что он является развитием самого сознания: это скачок органического,
производящий сознание, внешнее по отношению к Природе и ее эволюции, но также и
внутреннее по отношению к обществу и его истории, охватывающей периоды внутри
социального организма от одного момента до другого. Встречаются и другие
скачки, находящиеся в переменных отношениях со скачками сознания, и все они
выражают новые измерения, формальные и абсолютные изменения, а также возведение
в еще более высокую степень. Таковы цветовые скачки: красное знамя в
«Потемкине» или же огненный пир Ивана Грозного. С наступлением эры звукового
кино Эйзенштейн всегда находит возможности возведения во все новые степени1. Но
если не выходить за рамки немого кино, качественный скачок может достигать
таких формальных и абсолютных изменений, которые уже представляют собой «энные»
степени: так, в «Генеральной линии» поток молока сменяется струей воды (переход
к мерцанию), затем — фейерверком (переход к цвету) и, наконец, зигзагами цифр
(переход от видимого к читаемому). И как раз с этой точки зрения может стать
гораздо понятнее весьма трудный эйзенштейновский термин «монтаж аттракционов»,
который, разумеется, не сводится к обыгрыванию сравнений или даже метафор2. Нам
кажется, что эти «аттракционы» иногда представляют собой театральные или
цирковые представления (огненный пир царя Предыдущая Следующая
|