Предыдущая Следующая
Органическая спираль обретает свой внутренний закон
Органическая спираль обретает свой внутренний закон в
«золотом сечении», которым отмечается точка- цезура и которое делит множество
на две противопоставленные, но неравные части (скорбный эпизод, когда мы
переносимся с борта корабля в город, а потом движение направляется в обратную
сторону). Но каждый виток или сегмент спирали, в свой черед, делится на две
неравные и противопоставленные части. И эти оппозиции многообразны:
количественные (один — много, один человек — несколько человек, выстрел — залп,
корабль - флот), качественные (вода - земля), по интенсивности (тьма-свет), по
динамике (движение восходящее и нисходящее, справа налево и наоборот). К тому
же если в качестве отправной точки мы возьмем конец спирали, а не ее начало,
золотое сечение поможет нам обнаружить другую цезуру, уже не нижнюю, а верхнюю
точку инверсии, и та произведет другие разделения и оппозиции. Следовательно,
спираль движется и растет через оппозиции или противоречия. Но тем самым
выражается движение Единого, которое раздваивается и преобразует новое
единство. И действительно, если мы сравним противопоставленные части с началом
О (или же с концом спирали) с точки зрения генезиса, то из них получится
пропорция, соответствующая золотому сечению, согласно которой наименьшая часть
должна соотноситься с наибольшей так, как наибольшая со всем множеством.
Оппозиции находятся на службе у диалектического единства,
чье продвижение они обозначают: от «стартовой» до «финишной» ситуации. Именно в
этом смысле множество отражается в каждой своей части, а каждый виток спирали
воспроизводит множество. И это верно не только для последовательности, но уже и
для каждого образа, который содержит, кроме прочего, собственные цезуры,
оппозиции, истоки и распад: это не только единство элемента, сопоставимого с
другими, но еще и генетическое единство «клетки», которая делится на другие.
Эйзенштейн писал об образе-движении, что это не просто элемент монтажа, а
монтажная ячейка. Короче говоря, монтаж по принципу оппозиции заменяет
параллельный, и происходит это по диалектическому закону, согласно которому
Единое делится на части ради того, чтобы сформировать новое и более возвышенное
единство. Предыдущая Следующая
|