Предыдущая Следующая
Монтаж — это композиция
Монтаж — это композиция, схема действия образов-движений,
составляющая косвенный образ времени. А известно, что со времени философов
древности существует множество способов представить время в зависимости от
движения и по отношению к движению, согласно различным композициям. Вероятно,
мы обнаружим это разнообразие в различных «школах» монтажа. Мы почитаем
Гриффита не за то, что он изобрел монтаж, а за то, что он поднял его на уровень
особого измерения. По-видимому, в области монтажа можно различать четыре
значительные тенденции: органическую тенденцию американской школы,
диалектическую тенденцию советской школы, количественную тенденцию довоенной
французской школы и интенсивную тенденцию школы немецкого экспрессионизма. В
каждой из этих групп режиссеры могут значительно отличаться друг от друга, но
тем не менее у них есть общие темы, проблемы и интересы, — словом, их
объединяет идейная общность, которой в кино, да и не только в нем, достаточно
для формирования понятий школы и тенденции. Рассмотрим же кратко эти четыре тенденции
монтажа.
Гриффит понимал композицию образов-движений как
организацию, организм, значительное органическое единство. В этом и заключалось
его открытие. Организм прежде всего представляет собой единство в
разнообразном, то есть множество, состоящее из дифференцированных частей: так,
существуют мужчины и женщины, богачи и бедняки, город и деревня, север и юг,
внешний вид и внутреннее убранство жилищ и т. д. Эти части берутся в бинарных
отношениях, образующих параллельный чередующийся монтаж, когда образ одной
части следует за образом другой в некоем ритме. Но частям и множеству, кроме
всего прочего, самим следует взаимно соотноситься, им нужно обмениваться своими
размерами относительно друг друга: в этом смысле крупный план не только
работает, укрупняя детали, но и влечет за собой миниатюризацию множества,
уменьшение сцены (до размеров ребенка, как, например, показанный крупным планом
младенец, участвующий в драматических событиях «Бойни»). И, шире, — когда на
крупном плане видно, как персонажи переживают сцену с их участием, он придает
объективно данному множеству равную этой объективности или даже превосходящую
ее субъективность (таковы не только крупные планы сражающихся солдат,
чередующиеся с планами поля боя, или крупные планы из «Рождения нации», где
девушку преследует чернокожий, но еще и показанная крупным планом молодая
женщина, ассоциирующаяся с образами из ее мыслей в «Эпохе Ардене»)'. Наконец,
нужно еще, чтобы одни из частей воздействовали и реагировали на другие — для
того чтобы показать, как они входят в конфликт и угрожают единству
органического множества и, одновременно, как они преодолевают конфликт или же
восстанавливают единство. Из некоторых частей «исходят» действия, которые
противостоят и добру, и злу, тогда как из остальных частей — конвергентные
действия, помогающие добру: своего рода дуэль, разворачивающаяся сквозь все
действия и проходящая через различные стадии. В действительности органическому
множеству и подобает всегда находиться под угрозой; в «Рождении нации»
чернокожих как раз обвиняют в том, что они захотели расколоть недавно
достигнутое единство Соединенных Штатов и извлечь выгоду из поражения Юга...
Сходящиеся действия стремятся к одной и той же цели: таково возвращение на
место поединка, чтобы изменить его результат на противоположный, спасти
невинность или же восстановить подорванное единство; так всадники мчатся
галопом на помощь осажденным, а спасатель шагает по льдинам в ледоход и находит
девушку («Сиротки бури»). Здесь применяется третий вид монтажа, монтаж сходящийся,
или конвергентный, когда чередуются моменты двух действий, которым предстоит
соединиться. И чем больше действия сходятся, чем ближе их соединение, тем
стремительнее они чередуются (ускоренный монтаж). Правда, соединение действий
происходит у Гриффита не всегда, и невинная юная девушка зачастую оказывается
осужденной, и притом не без садизма, ибо она может найти себе место и спасение
только в ненормальном и «неорганическом» союзе: в «Сломанных побегах» китаец-
опиоман не поспевает вовремя. На этот раз «извращенный» тип монтажного
ускорения опережает соединение действий. Предыдущая Следующая
|