Предыдущая Следующая
Монтаж
Монтаж проходит через соединения, купюры и ложные
соединения и определяет глобальное Целое (третий бергсоновский уровень).
Эйзенштейн неустанно повторял, что монтаж и есть целое фильма, его Идея. И все-
таки, почему же объектом монтажа является именно целое? Конечно же, с самого
начала и до самого конца в фильме что-то меняется, что-то уже изменилось. Но только,
кажется, будто это изменяющееся целое, это время или же эта длительность могут
быть уловлены лишь опосредованно, через выражающие их образы- движения. Монтаж
и есть та операция, что направлена на образы-движения с целью извлечения из них
целого, идеи, образа времени. Образ времени обязательно получается косвенным
путем, ибо он «вытекает» из образов-движений и их взаимоотношений. Тем не менее,
нельзя сказать, что очередь монтажа наступает в конце. Необходимо даже, чтобы
целое всегда было на первом месте, чтобы оно подразумевалось. И это тем более,
что, как мы уже видели, образ-движение сам по себе далеко не всегда
подразумевает подвижную камеру (в эпоху Гриффита и впоследствии), гораздо чаще
он рождается из последовательности фиксированных планов, которая предполагает
монтаж. Если мы рассмотрим три уровня: детерминированность закрытых систем,
детерминированность движения, происходящего между частями одной системы, и
детерминированность изменяющегося целого, выражающегося в движении, — то
обнаружим, что между этими уровнями существует такая циркуляция, что каждый из
них может содержать в себе или предвосхищать другие. И получается, что
некоторые режиссеры относят монтаж к плану или даже к кадру и тем самым считают
монтаж сам по себе не особенно важным. Тем не менее специфичность трех операций
остается вплоть до их интериорности по отношению друг к другу. И на долю
монтажа, проявляющегося как в самом себе, так и в чем-либо ином, выпадает
представление косвенного образа времени, длительности. Причем не гомогенного
времени или опространствленной длительности, вроде той, которую изобличил
Бергсон, но настоящей длительности и подлинного времени, вытекающих из членения
образов-движений, согласно более ранним текстам Бергсона. Но вот имеются ли,
кроме образов-движений еще и непосредственные образы, каждый из которых можно
назвать образом-временем, в какой мере они отделяются от образов-движений, и
наоборот, в какой мере они опираются на некие неведомые аспекты этих образов —
все это пока неясно. Предыдущая Следующая
|