Предыдущая Следующая
Плану фактически присуще некое единство
Во всех рассмотренных смыслах плану фактически присуще
некое единство. Это единство движения, достигающееся с помощью включаемых в
него и ему не противоречащих коррелятивных множеств2. Об этом единстве мы
только и можем сказать: оно должно от кинокритиков именно Бонитцер больше
других интересуется понятием плана и его эволюцией. Нам представляется, что его
весьма доскональный анализ с полным основанием привел его от новой концепции
плана как связного единства к новой концепции единств (эквиваленты которой
можно обнаружить в естественных науках). И все же он черпает из нее скорее,
сомнения в обоснованности понятия плана и изобличает его «разнородный,
двусмысленный и, в основе своей, надувательский характер». Лишь в этом мы не можем
с ним согласиться отвечать двум требованиям, соотноситься с целым, изменения
которого оно выражает на протяжении всего фильма, а также соотноситься с
частями, чьи сдвиги в пределах каждого множества, а также от одного множества к
другому оно определяет. Очень ясно эти два требования выразил Пазолини. С одной
стороны, говорит он, кинематографическое целое представляет собой один и тот же
аналитический план-эпизод, по праву неограниченный и теоретически непрерывный;
с другой же стороны, части фильма, по сути являются дискретными, разбросанными
и рассеянными планами, между которыми невозможно установить какую- либо связь.
Стало быть, целому необходимо отвергнуть собственную идеальность и стать
синтетическим целым фильма, реализующимся в монтаже частей; части же, наоборот,
необходимо подбирать и координировать, а также применять в соединениях и
связях, которые восстанавливают виртуальный план- эпизод или аналитическое целое
фильма при помощи монтажа.
Однако же такого перераспределения не бывает ни де-юре,
ни де-факто (у Пазолини оно связано с большой неприязнью к плану-эпизоду,
всегда сохраняемому как виртуальность). Де-юре и де-факто существуют два
аспекта, выражающие напряженность плана как единства. С одной стороны, части и
их множества входят в относительные непрерывности, и происходит это посредством
незаметных согласований, при помощи движений камеры, через фактические
планы-эпизоды с глубиной кадра или же без нее. Но всегда имеются еще и купюры
или разрывы, даже в случаях, когда непрерывность восстанавливается «задним
числом», — и они достаточно ясно показывают, что целого здесь нет. Целое
вступает в игру с другой стороны и относится к иному порядку: это то, что
мешает множествам замыкаться на себе или одним на других и свидетельствует об
их открытости, несводимой как к непрерывностям, так и к разрывам между ними.
Появляется оно в измерении длительности, которая изменяется, и изменяется
непрестанно, и в ложных монтажных соединениях, представляющих собой один из
важнейших полюсов кино. Ложное соединение может выступать в рамках одного
множества (Эйзенштейн) или же при переходе от одного множества к другому, между
двумя планами-эпизодами (Дрейер). И как раз поэтому ошибкой было бы утверждать,
что план- эпизод лишь интериоризует монтаж в съемку фильма; наоборот,
план-эпизод ставит особые проблемы монтажа. В одной из бесед о монтаже Нарбони,
Сильвия Пьер и Риветт спрашивают: куда делась Гертруда, куда ее дел Дрейер? И
отвечают: ушла в монтажную склейку. Ложное соединение не является ни
соединением в непрерывности ни разрывом, ни прерыванием соединения. Ложное
соединение само по себе является одним из измерений Открытого, которое
ускользает от множеств и их частей. В нем реализуется другая возможность
закадровых явлений, иное место или пустая зона, то «белое на белом, которое
невозможно заснять на пленку». Гертруда ушла в то, что Дрейер называл четвертым
и пятым измерениями. Ложные соединения отнюдь не нарушают целое, но возникают
под его воздействием и вбивают клин во множества и их части; что же касается
подлинных соединений, то они проявляют противоположную тенденцию, тенденцию
частей и множеств к воссоединению с ускользающим от них целым. Предыдущая Следующая
|