Предыдущая Следующая
Таковы три формы монтажа или чередования ритмов
Таковы три формы монтажа или чередования ритмов:
чередование дифференцированных частей, чередование соотносящихся размеров,
чередование сходящихся действий. Это приводит к мощным органическим картинам,
охватывающим как множество, так и отдельные его части. Именно здесь
американский кинематограф обретает свою наиболее устойчивую форму: от некоей
ситуации, в которую попадает множество героев, к аналогичной ситуации, но
восстановленной или преобразованной через поединок или конвергенцию действий.
Американский монтаж является органико-активным. И было бы несправедливым
упрекать его за то, что он подчиняется повествовательным задачам; наоборот, повествовательность
вытекает из этой концепции монтажа. В пирует, что органическая репрезентация
может быть безграничной и охватывать не только семьи и определенное общество,
но даже целые тысячелетия и различные цивилизации. В этом фильме части,
перемешанные с помощью параллельного монтажа, представляют эти цивилизации.
Соотносимые между собой измерения простираются от древнего Вавилона до конторки
бизнесмена. А конвергентными действиями являются не только соревнования,
присущие каждой цивилизации: состязание колесниц в вавилонском эпизоде и езда
автомобиля наперегонки с поездом в эпизоде современном - эти два «турнира» сами
сливаются сквозь столетия, в ускоренном монтаже, накладывающем Вавилон на
Америку. Никогда ни раньше, ни позже такое органическое единство не извлекалось
через ритм из столь различных компонентов и столь отдаленных друг от друга
событий.
Каждый раз, когда мы рассматривали время по отношению к
движению, каждый раз, когда мы определяли его как меру движения, мы
обнаруживали два аспекта времени, которые являются его признаками -
хроносигнумами: с одной стороны, время как целое, как спираль, как большой
круг, включающий в себя всю совокупность движения во Вселенной; с другой же
стороны, время как промежуток, обозначающий наименьшую единицу движения или
действия. Время как целое, совокупность движения во Вселенной, подобно парящей
птице, непрестанно увеличивающей свои круги. Но числовое и ритмическое единство
движения напоминает хлопанье крыльев, промежуток между двумя действиями,
который становится все меньше и меньше. Время как промежуток представляет собой
переменное ускоренное настоящее, а время как целое — это спираль, открытая в
обе стороны: безмерности прошлого и безграничности будущего. Бесконечно
расширяемое настоящее превратилось бы в само целое; безгранично сжимаемое целое
съежилось бы до промежутка. Из монтажа или композиции образов-движений
рождается Идея, этот косвенный образ времени: целое, которое свертывает и
развертывает множество частей в знаменитой колыбели из «Нетерпимости», и все
уменьшающиеся промежутки между действиями в ускоренном монтаже гонок. Предыдущая Следующая
|