Предыдущая Следующая
Если бы потребовалось определить целое, мы определяли бы
его через Отношение. И объясняется это тем, что отношение не является свойством
объектов; оно всегда экстериорно собственным членам. К тому же оно неотделимо
от Открытого и связано с духовным или ментальным существованием. Отношения
принадлежат не объектам, а целому, если только не совпадают с закрытым
множеством объектов . Благодаря движению в пространстве объекты из того или
иного множества изменяют соответствующие позиции. Но через отношения
преобразуется или изменяет свои качества целое. И о той же длительности или о
времени мы можем сказать, что они являются целым для отношений.
Не следует, однако, путать целое или «целые» с
множествами. Ведь множества закрыты, а все закрытое замкнуто искусственным
путем. Множества всегда представляют собой совокупности частей. Но любое целое
не закрыто, а открыто; к тому же в нем нет частей, разве только в весьма
специальном смысле, ибо оно не может делиться, не меняя своей природы на каждом
этапе деления. «Реальное целое вполне может быть неделимой непрерывностью».
Мы добавляем сюда
проблему отношений, хотя она и не была поставлена Бергсоном эксплицитно.
Известно, что отношение между двумя вещами не может быть сведено к какому-либо
атрибуту одной или другой из них, и тем более — к одному из атрибутов
множества. Зато возможность связывать отношения с неким целым остается, если
это целое мы мыслим как «континуум», а не как заданное множество.
Является закрытым множеством; напротив, оно способствует
тому, что множество никогда не бывает абсолютно закрытым, никогда не находит
надежного приюта и благодаря этому свойству остается где-то открытым и как бы
привязанным тоненькой ниточкой к остальной вселенной. Бергсоновский стакан воды
— это настоящее закрытое множество, оно замыкает в себе собственные части:
воду, сахар, возможно, даже ложку; но целого здесь нет. Целое созидается, и
созидается непрестанно в другом, лишенном частей, измерении; целое есть то, что
переводит множество из одного качественного состояния в другое как чистое
бесперебойное становление, которое через эти состояния проходит. Именно в этом
смысле целое бывает духовным или ментальным. «Стакан воды, сахар и процесс
растворения сахара в воде являются только абстракциями, а Целое, из которого
они были выделены моими чувствами и мои разумом, развивается, быть может, тем
же способом, что и сознание». Тем не менее это искусственное членение
(découpage) любого множества, или закрытой системы, не является чистой
иллюзией. Оно имеет веские основания, и если связь всех вещей с целым (эту
парадоксальную связь, которая сочетает вещи с Открытым) разорвать невозможно,
то ее можно по крайней мере «удлинить», до бесконечности «растянуть»,
постепенно сделать все тоньше. Дело тут в том, что организация материи
способствует возникновению закрытых систем, или множеств, обусловленных
собственными частями; а развертывание пространства даже делает такой процесс
необходимым. Но вот эти множества находятся в пространстве, а целое или целые —
в длительности, более того, сами являются длительностью, коль скоро та
непрестанно изменяется. И получается, что две формулы, соответствовавшие
первому тезису Бергсона, теперь обретают более строгий статус: «неподвижные
срезы + абстрактное время» отсылает к закрытым множествам, чьи части фактически
являются неподвижными срезами и последовательными состояниями, высчитываемыми
по абстрактному времени; а вот «реальное движение —> конкретная
длительность» отсылает к открытости некоего длящегося целого, движения которого
соотносятся с соответствующим количеством подвижных срезов, пронзающих закрытые
системы. Итак, рассмотрев третий тезис, мы фактически вышли на три Уровня: 1)
множества, или закрытые системы, которые можно определить по различимым
объектам или же отчетливым частям; 2) перемещающее движение, устанавливающееся
между этими объектами и модифицирующее их положение; 3) длительность, или
целое, духовная реальность, непрестанно изменяющаяся сообразно присущим ей
отношениям. Предыдущая Следующая
|