Предыдущая Следующая
В «Творческой эволюции» Бергсон приводит один пример
В «Творческой эволюции» Бергсон приводит один пример,
столь знаменитый, что мы уже не замечаем в нем ничего неожиданного. Когда я
кладу сахар в стакан с водой, говорит он, «мне придется ждать, пока сахар
растает»1. И все же утверждение это любопытно, поскольку Бергсон, на первый
взгляд, забыл о том, что сахар можно размешать ложкой. В чем же здесь дело? А
дело в том, что движение ложки в воде, поднимающее частицы сахара и
превращающее их в суспензию, само выражает изменение в целом, то есть в
содержимом стакана, качественный переход от воды, в которой есть сахар, к воде
«засахаренной». Если же я помешиваю, сахар ложкой, я ускоряю это движение, но я
изменяю также и целое, которое теперь включает и ложку, а непрерывное
ускоренное движение продолжает выражать изменения целого. «Чисто поверхностные
перемещения масс и молекул, изучаемые физикой и химией», стали бы «по отношению
к жизненно важному движению, совершающемуся в глубине и представляющему собой
уже преобразование, а не перемещение, тем же, чем является остановка
движущегося тела по отношению к его движению в пространстве»11. И поэтому
Бергсон в своем третьем тезисе приводит следующую аналогию: неподвижные срезы
движение как подвижный срез движение качественное изменение.
Между двумя отношениями различие в том, что левое
выражает иллюзию, тогда как правое — реальность. Своим примером со стаканом
воды Бергсон прежде всего хочет сказать: «каким бы ни было мое ожидание, оно выражает
длительность как ментальную и духовную реальность. Но с чего это вдруг духовная
реальность "дает показания" не только от моего лица, от лица человека
ожидающего, но еще и от изменяющегося целого?» И Бергсон утверждает следующее:
целое не дано и не задаваемо (задавать целое — хотя бы и двумя различными
способами — было заблуждением как древней, так и современной науки). Правда,
многие философы и до Бергсона говорили, что целое не дано и не задаваемо, но
только из этого они делали вывод, что целое есть понятие, лишенное смысла.
Вывод же Бергсона совсем иной: если целое не задаваемо, то причина здесь в том,
что оно является Открытым и что ему свойственно непрестанно изменяться или же
способствовать возникновению чего-то нового, словом, длиться. «Длительность
вселенной должна поэтому составлять единое целое со свободой творчества,
которая может иметь в ней место»2. И выходит, что всякий раз, как мы
оказываемся лицом к лицу с длительностью или же в некоей длительности, мы можем
сделать вывод о существовании какого-то изменяющегося и где-то не замкнутого
целого. Известно, что Бергсон вначале открыл длительность как нечто идентичное
сознанию. Но затем он глубже проник в тайны сознания и сумел доказать, что
длительность существует не иначе, как открываясь в сторону некоего целого либо
совпадая с открытостью этого целого. Так же обстоят дела и с живыми
организмами: когда Бергсон сравнивает живое с частным или же вселенским целым,
он, по-видимому, пользуется старым как мир сравнением1. И все-таки он
радикально переворачивает смысл составляющих этого сравнения. Ибо если живое
представляет собой некое целое, а стало быть, уподобляемо целому вселенскому,
то это не значит, что живое является таким же закрытым микрокосмом, каким
представляют целое, — напротив, это говорит о том, что живое открыто миру, а
мир, макрокосм, сам по себе является Открытым. «Повсюду, где что-нибудь живет,
всегда найдется раскрытый реестр, в котором время ведет свою запись». Предыдущая Следующая
|