Предыдущая Следующая
Таким образом, получается, что у движения как бы две
грани. С одной стороны, движение есть то, что происходит между объектами или
частями, с другой же — то, что выражает длительность, или целое. Движение
способствует тому, что длительность, изменяя свою природу, делится в объектах,
а объекты, обретая глубину и теряя очертания, - воссоединяются в длительности.
Стало быть, можно сказать, что движение соотносит объекты некоей закрытой
системы с открытой длительностью, а саму длительность - с объектами системы,
которой пытается открыться закрытая система. Движение соотносит объекты, между
которыми оно устанавливается, с изменяющимся целым, им, движением, выражаемым.
И наоборот: благодаря движению целое делится между объектами, а объекты
объединяются в целое - и изменяется именно «целое», а не объекты. Объекты или
части целого мы можем считать неподвижными срезами, но между срезами происходит
движение; оно соотносит объекты или части с длительностью изменяющегося целого,
а стало быть, выражает изменение целого по отношению к объектам; оно само — как
бы подвижный срез длительности. И теперь в наших силах понять глубочайший тезис
из «Материи и памяти»: 1 ) существуют не только моментальные образы, то есть
мгновенные срезы движения; 2) существуют «образы- движения», которые
представляют собой подвижные срезы длительности; 3) существуют, наконец,
«образы- время», то есть образы-длительность, образы-изменение, образы-отношение,
образы-объем - и все это за пределами
самого движения...
Кадр и план, кадрирование и раскадровка
Мы будем исходить из весьма простых определений, даже
если впоследствии их придется исправлять. Кадрированием называют
обусловленность закрытой или относительно закрытой системы, включающей в себя
все, что присутствует в образе: декорации, персонажей, аксессуары.
Следовательно, кадр образует множество, состоящее из большого количества
частей, то есть элементов, которые сам и входят в подмножества. Их можно
досконально пересчитать. Очевидно, что сами эти части присутствуют в образе.
Это натолкнуло Якобсона на мысль назвать их объектами-знаками, а Пазолини —
«кинемами». Такая терминология вызывает ассоциации с языком (кинемы — это нечто
вроде фонем, а план — что-то подобное монеме), но такие сопоставления чисто
внешние. Ибо если кадру и можно подыскать аналогию, то только в области
информационных систем, а не в лингвистике. Элементы его суть данные — порой
весьма многочисленные, а иной раз практически единичные. Следовательно, кадр
неотделим от двух тенденций: насыщения и разрежения. Точнее говоря, широкий
экран и глубина кадра дали возможность приумножить число независимых данных,
так что вторичные сцены предстают на переднем плане, тогда как на заднем плане
развертывается основное действие (Уайлер), — или же главное действие от
второстепенного отличить уже невозможно (Олгмен). И наоборот, разреженные
образы возникают либо тогда, когда весь акцент делается на одном-единственном
объекте (так, у Хичкока: стакан молока, освещенный изнутри, в «Подозрении»,
горящий пепел сигареты в черном прямоугольнике окна в «Окне во двор»); либо
тогда, когда множество лишено некоторых подмножеств (безжизненные пейзажи
Антониони, пустые интерьеры Одзу). Как нам представляется, наибольшая
разреженность достигается в пустом множестве, когда экран становится абсолютно
черным или абсолютно белым. Пример — хичкоковский «Завороженный», когда другой
стакан молока показывается во весь экран, оставляя на нем образ белый и пустой.
Но и благодаря разрежению, и через насыщенность кадр учит нас, функция образа не только в том, чтобы его
увидеть. Образ прочитывается в такой же мере, что и «смотрится». Кадр же
обладает опосредованной функцией записи информации - причем не только звуковой,
но и визуальной. Если в образе мы мало что усматриваем, то значит, мы просто
плохо умеем его прочитывать и недостаточно оцениваем как его разреженность, так
и его насыщенность. Педагогика образа, когда функция записи информации
представлена непосредственно, возникает лишь у Годара; кадр теперь становится
непрозрачной информационной поверхностью, то затуманенной насыщением, то
сведенной к пустому множеству, к белому или черному экрану. Предыдущая Следующая
|