Предыдущая Следующая
Отсюда возникают хроносигнумы
Отсюда возникают хроносигнумы, отмечающие различные
способы репрезентации непосредственного образа-времени. Первый касается порядка
времени: этот порядок не имеет отношения к последовательности, а также не
совпадает с интервалом или целым в косвенной репрезентации. Он касается
внутренних отношений времени, взятого в топологической или квантовой форме.
Кроме того, первый хроносигнум выступает в двух обличьях: порою он представляет
собой сосуществование всех полотнищ прошлого - при топологическом
преобразовании этих слоев — и преодоление психологической памяти по направлению
к памяти-миру (этот знак можно назвать полотнищем, аспектом или гранью). Порою
же это одновременность острий настоящего, когда такие острия нарушают какую бы
то ни было экстериорную последовательность и осуществляют квантовые скачки
между раздвоенными настоящими из прошлого, будущего и самого настоящего (этот
знак мы называем острием, или ударением). Теперь мы имеем дело уже не с
невыделимым различием между реальным и воображаемым, которое было характерно
для образа-кристалла, а с неразрешимыми альтернативами выбора между полотнищами
прошлого или же с «необъяснимыми» различиями между остриями настоящего, теперь
имеющими отношение к непосредственному образу-времени. Здесь задействовано уже
не реальное и воображаемое, а истинное и ложное. И по аналогии с тем, как
реальное и воображаемое становились невыделимыми в весьма точно указанных условиях
образа, теперь уже истинное и ложное становятся неразрешимыми или
необъяснимыми: невозможное получается из возможного, а прошлое не обязательно
истинно. Это новая логика, изобрести которую так же важно, как только что
представленную нами новую психологию. Нам показалось, что Рене дальше всех
продвинулся в исследовании сосуществующих полотнищ прошлого, а Роб-Грийе — в
понимании одновременных острий настоящего: отсюда парадокс с фильмом «Прошлым
летом в Мариенбаде», который причастен обеим системам. Но, как бы там ни было,
образ-время возник посредством прямой или трансцендентальной репрезентации, как
новый элемент послевоенного кино, и мэтром образа-времени стал Уэллс... Предыдущая Следующая
|