Предыдущая Следующая
Но раз чисто оптические и звуковые образы уже не
продлеваются в действие, с чем они могут выстраиваться в цепь? Хотелось бы
ответить: с образами-воспоминаниями или с образами-грезами. Тем не менее одни
из них все еще вписываются в сенсомоторную ситуацию, в которой довольствуются
заполнением интервала, непрерывно его удлиняя и растягивая; в прошлом они
улавливают стародавнее настоящее, и тем самым имеют отношение к эмпирическому
потоку времени, хотя и то и дело вводят в него локальные ретроградации
(flashback как психологическая память). Другие же, образы-грезы, скорее
затрагивают целое: сенсомоторную ситуацию они проецируют до бесконечности, то
обеспечивая непрестанную метаморфозу ситуации, то заменяя действие персонажей
движением мира. Но мы тем самым не выходим за пределы косвенной репрезентации,
хотя и приближаемся к вратам времени в некоторых необычайных случаях,
относящихся уже к современному кино (к примеру, flashback как откровение
времени, совершающего бифуркацию и освобождающегося, у Манкевича, - или же
движение мира как сцепление чистого описания и танца в американской музыкальной
комедии). Как бы там ни было, даже в этих случаях образ-воспоминание или
образ-греза — мнемосигнум или ониросигнум — преодолеваются: дело здесь в том,
что сами по себе эти образы являются виртуальными и выстраиваются в цепь с
актуальным оптическим и звуковым образом (описание), но еще и, в свою очередь,
непрестанно и до бесконечности актуализируются (в том числе одни в других). А
вот для того, чтобы возник образ-время, наоборот, необходимо, чтобы актуальный
образ вступил в отношения с собственным виртуальным образом как таковым;
необходимо, чтобы чистое описание как отправная точка раздвоилось,
«повторилось, началось снова, совершило бифуркацию или впало в противоречие по
отношению к самому себе». Необходимо, чтобы сформировался двугранный образ, —
одновременно и взаимный, и актуальный, и виртуальный. Теперь мы находимся уже
не в ситуации соотношения актуального образа с другими виртуальными образами
(воспоминаниями или грезами), которые с этих пор, в свою очередь,
актуализуются, что все еще можно назвать выстраиванием в цепь. Мы попали в
ситуацию, когда имеется и актуальный образ, и его собственный виртуальный
образ, в результате чего получается уже не нанизывание в одну цепь реального
вместе с воображаемым, но неразличимость того и другого при постоянном
взаимообмене. По сравнению с опсигнумом это можно назвать прогрессом: мы
видели, как кристалл (гиалосигнум) обеспечивает раздвоение описания и
способствует взаимообмену в образе, ставшем двойным, — обмену между актуальным
и виртуальным, между прозрачным и тусклым, между зародышем и средой1.
Возвышаясь до неразличимости реального и воображаемого, кристаллические знаки
выходят за рамки всяческой психологии воспоминаний и мечтаний, равно как и
любой физики действия. И в кристалле мы видим уже не эмпирическое течение
времени как последовательность настоящих и не косвенную репрезентацию времени
как интервал или целое, но его прямую репрезентацию, его формообразующее раздвоение
на преходящее настоящее и непреходящее прошлое, строгую современность
настоящего прошлому, каким оно будет, — и прошлого настоящему, каким оно было.
В кристалле возникает время «собственной персоной», и оно непрерывно
возобновляет собственное раздвоение, которому не суждено завершиться, поскольку
незаметный взаимообмен вновь и вновь проводится и воспроизводится.
Непосредственный образ-время, или трансцендентальная форма времени, есть то,
что мы видим в кристалле; что же касается гиалосигнумов, кристаллических
знаков, то они должны считаться зеркалами или зародышами времени. Предыдущая Следующая
|