Предыдущая Следующая
Существует еще одна разновидность хроносигнума, на этот
раз формирующего время как серию: сами по себе «до» и «после» теперь относятся
не к экстериорной эмпирической последовательности, но к внутреннему качеству
того, что претерпевает становление во времени. На самом деле становление можно
определить как нечто преобразующее эмпирическую последовательность в серию:
шквал серий... Серия же представляет собой последовательность образов, однако
таких, которые сами по себе стремятся к пределу, ориентирующему и
вдохновляющему первую последовательность («до»), но дающему импульс другой последовательности,
организованной в виде серии и, в свою очередь, стремящейся к другому пределу
(«после»). Стало быть, «до» и «после» — это уже не последовательные
детерминации течения времени, но две грани некоей потенции, или возведения этой
потенции в более высокую степень. Непосредственный образ- время предстает здесь
не в порядке сосуществований или одновременностей, а в становлении, как
потенциализация, как серия потенций. Следовательно, свойством этой второй
разновидности хроносигнума, генесигнума, является еще и постановка под сомнение
понятия истины; ведь ложное перестает быть просто мнимостью или даже ложью,
достигая такой потенции становления, которая образует серии или степени,
пересекает пороги, оперирует метаморфозами и на всем своем протяжении разрабатывает
акт легенды, акт фантазирования. По ту сторону истинного и ложного становление
делается потенцией ложного. В этом смысле генесигнумам свойственны
разнообразные фигуры. Иногда, как у Уэллса, персонажи формируют серии как
соответствующее количество степеней «воли к власти», благодаря которой мир
превращается как бы в сказку. Порою же персонаж сам пересекает предел и
становится другим посредством акта фантазирования, соотносящего его с каким либо
народом из прошлого или грядущего: мы видели, в силу какого парадокса такое
кино было названо «киноправдой», тогда как фактически оно поставило под
сомнение все модели истинного; и существует два наложенных друг на друга
становления, ибо и автор, и его персонаж делаются другими (как у Перро,
воспринимающего такого персонажа как «заступника», или же у Руша, стремящегося
стать негром, тогда как негр, его персонаж, хочет стать белым, но иным,
несимметричным способом). Возможно, здесь вопрос о становлении и внутреннем
изменении автора, о его становлении другим ставится наиболее остро (так было
уже у Уэллса). Зачастую же происходит третье: персонажи сами по себе
«стушевываются», а автор исчезает: остаются лишь повадки тела, телесные позы,
которые формируют серии, — и гестус связывает эти элементы как предел. Это кинематограф
тела, порвавший с сенсомоторной схемой в тем большей степени, что действие
оказалось заменено в нем позой, а предполагаемая истинной сенсомоторная цепь —
творящим легенду или фантазирующим гестусом. Наконец, бывают случаи, когда
серии, их пределы и преобразования, а также степени их потенциальности, могут
касаться каких угодно отношений в образе: персонажей, состояний персонажа,
позиций режиссера, телесных поз, но также и цвета, эстетических жанров,
психологических способностей, политической власти, логических или же
метафизических категорий. Всякая последовательность образов формирует некую
серию в той мере, в какой она тяготеет к категории, в которой отражается,
причем переход от одной категории к другой обусловливает изменение потенции.
Эти простейшие вещи обычно говорят о музыке Булеза, но их можно сказать и о
кинематографе Годара: где все выстроено в серии, там установлен обобщенный
сериализм. Можно даже назвать категорией все, что выступает в функции предела
между двумя сериями, отгороженными с обеих сторон, и тогда «до» и «после» будут
составлять две грани предела (персонаж, гестус, слово, цвет могут стать
категорией или жанром с того момента, как они начнут отвечать условиям
рефлексии). Если организация серий, как правило, происходит в горизонтальном
порядке, как в фильме «Спасайся, кто может», где в серии выстраиваются
воображаемое, страх, торговля и музыка, то может случиться так, что предел или
категория, в которых серия отражается, сами сформируют иную серию высшего
порядка, а стало быть, надстроенную над первой: таковы категория живописи в
«Страсти» или же музыки в «Имени: Кармен». Тут мы имеем дело с вертикальной
конструкцией серий, тяготеющей к сосуществованию или одновременности, а тем
самым — к объединению с одной из двух разновидностей хроносигнумов. Предыдущая Следующая
|