Предыдущая Следующая
На втором этапе звукового кино речевой и звуковой
элементы перестают быть компонентами визуального образа
Итак, на втором этапе звукового кино речевой и звуковой
элементы перестают быть компонентами визуального образа: визуальный и звуковой
элементы становятся двумя автономными компонентами аудиовизуального образа или,
скорее, двумя геавтономными образами. Это тот случай, когда вслед за Бланшо
можно повторить: «говорить не значит видеть». Здесь, кажется, что говорение
перестает и видеть, и показывать, и даже быть видимым. Правда, необходимо одно
замечание: говорение рвет свои привычные визуальные узы лишь в том случае,
когда отказывается от своего обычного или эмпирического проявления, если ему
удастся направиться в сторону предела, который предстает сразу и как
несказанное, и тем не менее как то, что может быть лишь сказано («различающаяся
речь, наделенная маятникообразным движением и сама отличающаяся от
говорения...»). Если пределом ее служит чистый речевой акт, то последний может выступать
также и в аспекте крика, музыкальных или немузыкальных звуков, так что вся
серия состоит из независимых элементов, каждый из которых наделен
маятникообразным движением и может, в свою очередь, образовать предел по
отношению к возможностям раскадровки, переворачивания, ретроградации и
предвосхищения. Следовательно, звуковой континуум перестает дифференцироваться
согласно частям звукового образа или измерениям закадрового пространства, и
музыка уже не обеспечивает непосредственной репрезентации предположительного
целого. Теперь этот континуум обретает нова-торский смысл, отстаивавшийся
Морисом Фано для фильмов Роб-Грийе (в особенности « Человека, который лжет»):
он обеспечивает геавтономию звуковых образов и должен достичь одновременно и
речевого акта, понимаемого как предел и не обязательно состоящего в речи в
строгом смысле термина, - и музыкальной организации серии, не обязательно
состоящей в музыкальных элементах (аналогично этому, у Маргерит Дюрас можно
сопоставить музыку с организацией голосов и с абсолютным актом желания, с
криком вице-консула или хриплым голосом из «Женщины Ганга», — а в фильмах
Штраубов можно сравнить организацию речей Анны Магдалены с исполнением музыки
Баха и с его криком...). Но было бы ошибкой делать из этого вывод о преобладании
звукового начала в современном кинематографе. На самом деле, то же самое
замечание верно и для визуального образа: видение получает геавтономию лишь в
том случае, если оно отрывается от собственных эмпирических проявлений и
устремляется к пределу, представляющему собой сразу и нечто невидимое, и тем не
менее то, что можно лишь увидеть (своего рода ясновидение, отличающееся от
просто видения и проходящее через какие-угодно, пустые и разрозненные,
пространства). Таково видение слепого, видение Тиресия, а такая речь напоминает
речь афатика или беспамятного. А коль скоро это так, ни одна из двух
способностей не может достичь высшей степени своего проявления, не достигнув
также и предела, отделяющего одну от другой, но также и соотносящего их в этом
отделении. То, что говорит речь, является также невидимым, и зрение видит это
лишь посредством ясновидения; а то, что видит зрение, есть высказываемое речью
несказанное. Маргерит Дюрас может упомянуть «ясновидящие голоса» и зачастую
заставляет их говорить «я вижу» или «я вижу, не видя: да, это именно то».
Обобщенная формула Филиппона, состоящая в том, чтобы заснять речь как нечто
видимое, остается верной, но становится тем более верной, чем больше видение и
говорение обретают новый смысл. Когда звуковой и визуальный образы становятся
геавтономными, они благодаря этому не прекращают составлять один
аудиовизуальный образ, тем более чистый, что их новое соответствие возникает из
детерминированных форм несоответствия: предел каждого образа и соотносит образы
друг с другом. И это не произвольная, а весьма неукоснительно соблюдающаяся
конструкция, присутствующая в «Женщине Ганга» и способствующая тому, что
визуальный и звуковой образы умирают, соприкасаясь, но соприкасаются они лишь у
предела, который сохраняет их разделенность, «и поэтому он непреодолим, хотя и
всегда преодолеваем в силу своей непреодолимости». Визуальный и звуковой образы
вступают в особые, так сказать, несобственно-прямые отношения. И действительно,
мы вышли за пределы классического порядка, когда целое интериоризировало образы
и экстериоризировалось в образах, формируя косвенную репрезентацию времени и
будучи в состоянии получить благодаря музыке его непосредственную
репрезентацию. Теперь же непосредственным стал образ-время как таковой, с двумя
своими асимметричными, далекими от гармоничной совокупности и умирающими при
соприкосновении гранями: гранью внешнего, более отдаленного, нежели любое
экстериорное, и гранью внутреннего, более глубокого, чем всякое интериорное, — здесь,
где возвышается и уходит в отрыв музыкальная речь; там, где видимое сокрывается
или зарывается в землю . Предыдущая Следующая
|