Предыдущая Следующая
Что отличает творчество Маргерит Дюрас от творчества
Штрауба
Что отличает творчество Маргерит Дюрас от творчества
Штрауба в дизъюнкции между звуковым образом, сделавшимся чистым речевым актом,
и визуальным образом, ставшим читаемым или стратиграфическим? Первое различие в
том, что с точки зрения Дюрас речевым актом, достойным достижения, является
цельная любовь или абсолютное желание. Они могут выражаться в молчании, пении
или даже крике (возгласы вицеконсула из «Песни об Индии».). Они повелевают
памятью и забвением, страданием и надеждой. И в особенности они причастны
творческому фантазированию, коэкстенсивному всему тексту, от которого оно
отрывается, в результате чего образуются некая бесконечная письменность,
обладающая большей глубиной, нежели письменность обыкновенная, а также
безграничное чтение, которое глубже обычного чтения. Второе различие состоит в
текучести, постепенно становящейся все более характерной для визуального образа
у Дюрас: это тропическая индийская сырость, веющая с большой реки,
пронизывающая взморье и море; это сырость Нормандии, как бы притягивающая
грузовик из одноименного фильма, ведь он едет сквозь сырость из Боса до самого
моря; а равнодушный зал из «Агаты» можно назвать домом с меньшим основанием, нежели
медленный корабль-призрак, движущийся по пляжу во время развертывания речевого
акта (естественным продолжением этого фильма стал «Человек с Атлантики»). То,
что Маргерит Дюрас создает морские пейзажи такого рода, имеет важные
последствия, и не только потому, что она солидаризуется с наиболее важной
чертой французской школы - показом серого дня, какого-то особенного движения
света, чередования солнца и луны, солнца, опускающегося в воду (текучая
перцепция). Но еще и по той причине, что, в отличие от Штраубов, визуальный
образ у нее тяготеет к выходу за пределы собственных стратиграфических или
«археологических» смыслов по направлению к тихой мощи морей и рек,
ассоциирующейся с вечностью, перемешивающей страты и уносящей статуи. Мы
возвращаемся не в землю, а в море. Веши не столько погружаются в почву, сколько
смываются морскими приливами. Представляется, что начало «Аурелии Штайнер»
можно сравнить с началом фильма «Из мрака к сопротивлению»: в нем говорится об
отрыве речевого акта от мифа и акта фантазирования — от сказки; но статуи
уступают место тревеллингу впереди автомобиля, затем — речной лодчонке, а
впоследствии — неподвижным смутным планам1. Словом, свойственная визуальному
образу читабельность становится не столько теллурической и стратиграфической,
сколько океанографической. Фильм «Агата, или Безостановочное чтение» отсылает
чтение все к той же перцепции моря, более глубокой, чем перцепция вещей, в то
время как письменность — к речевому акту, более глубокому, нежели текст. С
кинематографической точки зрения Маргерит Дюрас можно уподобить великому
живописцу, сказавшему, «о если бы мне удалось уловить лишь смутное, ничего,
кроме смутного, или хотя бы горстку мокрого песку»... Можно обнаружить и третье
различие, несомненно, связанное с двумя предшествующими. У Штраубов классовая
борьба представляет собой отношения, находящиеся в непрерывном круговороте
между двумя несоизмеримыми образами — визуальным и звуковым, и звуковой не
отрывает речевого акта от речи богов или хозяев без вмешательства того, кого можно
было назвать «предателем собственного класса» (так обстоят дела с Фортини, но,
то же самое можно сказать и о Бахе, Малларме и Кафке), — в то время как
визуальный образ обретает стратиграфические смыслы лишь в тех случаях, когда
земля словно пропитывается борьбой рабочих и крестьян (их в особенности); то
есть разнообразными видами решительного сопротивления . Вот почему Штраубы
имеют право считать свое творчество глубоко марксистским, даже если их героями
являются подлец или изгнанник (включая весьма отчетливые отношения классов,
одушевляющие «Америку»). Но и Маргерит Дюрас при всей своей отдаленности от
марксизма не довольствуется выведением персонажей, которые являются предателями
по отношению к собственному классу, а собирает деклассированные элементы,
нищенку и прокаженных, вице-консула и ребенка, торговцев и сутенеров ради того,
чтобы сформировать из них «класс насилия». Функция этого класса насилия,
впервые показанного в фильме «Натали Гранже», состоит не в том, чтобы его
видели в брутальных образах; именно он, в свою очередь, выполняет функцию
циркуляции между образами двух типов и осуществляет коммуникацию между
абсолютным актом речи-желания в звуковом образе и безграничной мощью
реки-океана в образе визуальном: такова нищенка с берегов Ганга на пересечении
реки и пения. Предыдущая Следующая
|