Предыдущая Следующая
Первые фильмы Маргерит Дюрас были отмечены всевозможными
качествами
Первые фильмы Маргерит Дюрас были отмечены всевозможными
качествами, присущими дому, или совокупности «дом-парк», а также такими темами,
как страх и желание, проговаривание и умолчание, уход из дома и возвращение
домой, сотворение события и его утаивание и т. д. Маргерит Дюрас была великим
режиссером темы дома, крайне важной для кинематографа, и не только потому, что
женщины «обитают» в домах во всех смыслах, но еще и оттого, что в женщинах
«обитают» страсти: таковы фильмы «Разрушать говорит она» и особенно «Натали
Гранже», а впоследствии — «Вера Бакстер». Но почему в «Вере Бакстер» мы видим
шаг назад по сравнению с остальным творчеством режиссера, а в «Натали Гранже» —
подготовку к вскоре последовавшей трилогии? Не впервые художник может дать
оценку того, что его несомненная удача — лишь шаг вперед или назад по сравнению
с более глубокой целью. В случае же с Маргерит Дюрас дом перестает ее удовлетворять,
поскольку он может обеспечить лишь автономию визуального и звукового
компонентов одного и того же аудиовизуального образа (ведь дом — все еще место,
локус в двойном — пространственном и речевом смысле). Но вот зайти дальше,
достичь геавтономии звукового и визуального образов, превратить два образа в
перспективы общей точки, расположенной в бесконечности — такая новая концепция
иррациональной купюры не может ни избирать дом местом действия, ни даже с домом
сочетаться. Несомненно, дом-парк уже обладал большинством свойств
какого-угодно-пространства, пустотами и бессвязностью. Но требовалось покинуть
дом, устранить дом, ради того, чтобы какое-угодно-пространство могло
выстроиться лишь посреди бегства, и в то же время речевой акт должен был
«уходить и убегать». Только в бегстве персонажи должны были догонять друг друга
и давать друг другу ответы. Нужно было добиться «необитаемости», сделать
необитаемым пространство (море и пляж вместо дома-парка), чтобы придать ему
геавтономию, сравнимую с геавто- номией речевого акта, в свою очередь, ставшего
неатрибуируемым: история, больше не имеющая места (звуковой образ), для мест,
больше не имеющих истории (визуальный образ). И как раз новые очертания
иррациональной купюры, новый способ ее представления составляют аудиовизуальные
отношения. Предыдущая Следующая
|