Предыдущая Следующая
Аудиовизуальный образ как раз и формируется благодаря
дизъюнкции
Аудиовизуальный образ как раз и формируется благодаря
дизъюнкции, диссоциации визуального и звукового элементов, каждый из которых
является геавтономным, но в то же время этот образ представляет собой
несоизмеримые отношения, «иррациональность», связывающую эти элементы, не
формируя, однако, какого бы то ни было целого, и даже не ставящую перед собой
задачу сформировать хотя бы «малейшее» целое. Это и есть сопротивление,
возникшее благодаря крушению сенсомоторной схемы и разделяющее визуальный и
звуковой образы, — но с тем большим успехом устанавливающее между ними
отношения, далекие от гармонической совокупности. Маргерит Дюрас продвигалась в
этом направлении все дальше и дальше: центральный фильм трилогии «Песнь об
Индии» устанавливает необычное метастабильное равновесие между звуковым
образом, доносящим до нас все голоса (voices in и voices off, относительные и абсолютные,
атрибуируемые и неатрибуируемые, и все они то соперничают между собой, то
устраивают заговоры, то друг о друге не ведают, то забывают друг друга, и ни
одному из них не принадлежит ни всемогущество, ни последнее слово), и образом
визуальным, способствующим нашему прочтению безмолвной стратиграфии (персонажи
не открывают ртов, даже когда их голоса доносятся с другой стороны, так что все
их слова уже произнесены в прошедшем совершенном времени, тогда как место
действия и событие, бал в посольстве, принадлежат мертвому пласту,
прикрывающему древний и жгучий пласт, другой бал в другом месте)1. В визуальном
образе мы обнаруживаем жизнь под пеплом или по ту сторону зеркал аналогично
тому, как из звукового образа мы извлекаем чистый, но многоголосый речевой акт,
отделившийся от театра и оторвавшийся от письменности. «Вневременные» голоса
напоминают четыре стороны некоего звукового единства, сопоставляемого с
единством визуальным: визуальный и звуковой элементы являются точками зрения на
устремленную к бесконечности историю любви, идентичную самой себе и все же от
самой себя отличающуюся. Ранее «Песни об Индии» «Женщина Ганга» уже основывала
геавтономию звукового образа на двух вневременных голосах, а цель этого фильма
определялась моментом, когда звуковое и визуальное «соприкоснулись» в точке
бесконечности, перспективами которой они являются, — и при этом утратили свои
грани1. А впоследствии в фильме «Ее имя Венеция в пустыне Калькутты»
подчеркивается геавтономия визуального образа, обратившегося в руины, — тем
самым выявляется еще более древний страт, имя девушки под именем замужней
женщины, — но все это направлено к одной и той же цели, когда в бесконечности
героиня касается точки, общей для двух образов (как если бы визуальное и
звуковое граничили с тактильным, со «стыком»). В фильме «Грузовик» голосу
«задним числом» возвращается тело, но лишь в той мере, в какой видимое
дезинкорпорируется или становится пустым (кабина, дорога, явления
грузовика-призрака): «теперь существуют лишь места из какойто истории, а еще —
история, которая места не имеет» . Предыдущая Следующая
|