Предыдущая Следующая
О практической концепции звукового «континуума» и
аспектах его новизны у Фано
О практической концепции звукового «континуума» и
аспектах его новизны у Фано, ср. в особенности: Gardies, «Le cinéma de
Robbe-Grillet». О трактовке звукового континуума в фильме Годара «Имя: Кармен»
ср.: «Les mouettes du pont d'Austerlitz», интервью Франсуа Мюзи (Musy),
«Cahiers du cinéma», janvier 1984. Эти авторы не занимались нашей
проблемой звукового кадрирования вплотную, хотя и решительно продвигались к ее
решению. Говоря более обобщенно, технические анализы в этом отношении отстают
(выделим лишь работу Dominique Villain, «L'oeil a la caméra», где данный
вопрос поставлен прямо, ch. IV). На наш взгляд, проблема звукового кадрирования
технологически может быть решена с помощью: 1. Множества микрофонов и их
технического разнообразия; 2. Фильтров, корректирующих или размыкающих; 3.
Временных модуляторов, работающих посредством отражения или с задержкой (в том
числе гармонайзеров); 4. Стереофонии, в той мере, в какой она перестает быть
позиционированием в пространстве и становится исследованием густоты или
временного объема звука. Несомненно, звукового кадрирования можно достичь и
ремесленными приспособлениями, но лишь тогда, когда появятся эффекты, сравнимые
с теми, что получаются при помощи современных технологических средств. Важно
применение таких средств, начиная с момента звукозаписи, а не только при
микшировании или монтаже; впрочем, различия постепенно становятся все
относительнее. Дальше других — не только в звуковом монтаже, но и в
кадрировании, осуществленном в радиопередачах, продвинулся Гленн Гулд (ср.
фильм «Радио как музыка»). Неплохо было бы сопоставить концепции Фано и Гулда.
Они имеют в виду и новые концепции в музыке, у Фано - восходящую к Бергу, а у
Гулда - к Шенбергу. По мнению Гулда, равно как и на взгляд Кейджа, речь идет о
том, чтобы действительно кадрировать, изобретать активное звуковое кадрирование
для всего, что нас окружает в отношении слухового восприятия, для всего, что
предоставляет в наше распоряжение окружающая среда. Ср.: «The Glenn Gould reader», Knopf, New York; а также
Geoffroy Paysant, «Glenn Gould, un homme du futur», ch. IX, где единственная ошибка состоит в том, что операции
по монтажу звука ставятся в привилегированное положение в ущерб операциям по
кадрированию. Предыдущая Следующая
|